Профессии Профессия фотограф. Как стать фотографом с нуля? (интервью)

Профессия фотограф. Как стать профессиональным фотографом с нуля? Интервью с Александрой Лапкин — сооснователем фотостудии ORIGAMI

Добрый день, уважаемые читатели! На связи Александр Бережнов.

Тяга к творческой самореализации, чувство прекрасного и желание дарить положительные эмоции людям – это те качества, которые отличают профессионального фотографа.

Как с нуля стать профессиональным фотографом? С чего начинается путь в этой увлекательной профессии? Какие трудности предстоит пройти, чтобы стать настоящим мастером своего дела? – об этом будем сегодня говорить с Александрой Лапкин – фотографом по призванию, профессионалом своего дела, сооснователем фотостудии «ORIGAMI» г. Ставрополя.

Как стать профессиональным фотографом - профессия фотограф

Саша с детства мечтала стать фотографом, и утверждает, что эта профессия позволяет человеку всесторонне раскрыть свой творческий потенциал. Сегодня эта мечта воплотилась в жизнь и вместе с сестрой Евгенией Корневой (читайте интервью с Евгенией «Как открыть фотостудию») Александра занимается развитием собственного проекта.

В этом интервью также представлены некоторые ее работы.

Начало интервью


Александра, привет! Расскажи, как ты пришла в профессию фотографа?
Саша, привет! Изначально я считала себя творческим человеком и фотографией мне хотелось заниматься всегда. А все началось еще в школьные годы. Я понимала, что фотография поможет мне всесторонне раскрыть себя. В те уже далекие годы у меня не было возможности купить камеру, но было большое желание стать фотографом и оно помогало мне найти в себе силы для реализации задуманного.

02 Фоторабота девушка

На разных жизненных этапах я хотела заниматься различными творческими направлениями: дизайном, журналистикой и так далее. Но звезды сошлись таким образом, что я все же сумела прийти к фотографии. Меня сократили на предыдущем месте работы, а она была совсем не творческой и не доставляла удовольствия. В то время я еще была студенткой и нужно было подрабатывать. Сейчас я очень рада, что нашла свое любимое дело довольно рано, ведь кто-то находит его в зрелые годы, а большинство людей так и работают всю жизнь на нелюбимой работе или живут жизнью, которая их совершенно не устраивает. Сегодня мне даже не верится, что моя мечта сбылась, я стала хорошим фотографом и очень рада этому. И даже не побоюсь сказать, что хочу посвятить этому всю жизнь, параллельно заниматься преподаванием в сфере фотографии и прививать людям правильное отношение к этому искусству. А все началось с того, что мы с сестрой Евгенией осознанно пошли учиться в фотошколу, и, благополучно окончив ее, взяли свой профессиональный старт в профессии.
Саша, а что ты имеешь в виду, говоря о правильном отношении к фотографии?
Сейчас расскажу. Например, у моей бабушки до сих пор есть старые пожелтевшие от времени снимки. Когда их видишь, то понимаешь, что практически все они очень классные, то есть ценен каждый из них. Сегодня же, благодаря развитию цифровых технологий, мы имеем тысячи фотографий за одну съему и перестаем их ценить как те пленочные. Поэтому своим клиентам я даю очень хорошую рекомендацию: печатайте 5 фотографий в месяц, независимо от того, снимаете вы их на телефон или на цифровой фотоаппарат, и здесь многие люди говорят, что на это нужно время. Но подумайте сами, если вдруг ваши электронные снимки будут утеряны, то вы уже не сможете вернуть те драгоценные памятные моменты. У меня это происходило не раз.
Очень хороший совет! Саша, возможно, я сейчас задам банальный вопрос, но все же: фотографами рождаются и становятся?
Здесь нет однозначного ответа. Есть люди, которые рождаются с большими предпосылками к этой профессии, так как фотография – это творчество. Например, кто-то рождается художником, а у кого-то желание приходит со временем и он начинает обучаться этому искусству. Кстати, между живописью и фотографией можно провести параллель, которую многие не замечают. Если говорить о себе, то я считаю, что не родилась фотографом, хотя, как уже говорила, само желание возникло давно. Так я постепенно пришла в эту профессию. Помню, что родители говорили мне, чтобы я училась и потом работала, просто это было как у всех, тогда и речи не было о том, чтобы стать фотографом. Ведь многое в нашей жизни зависит от социума, в котором мы растем.

Фоторабота - 2 девушки

Прекрасно тебя понимаю. Я знаю, что людей, которые идут своим путем, отличающимся от остальных, называют белыми воронами. К тебе применима такая позиция?
Считаю, что быть белой вороной — это хорошо, ведь в таком случае можно добиться больших целей, а главное не сойти со своего пути и сделать то, что нужно именно тебе. Например, у нас из выпускников группы, в которой я занималась фотографией около 3 лет назад, только трое продолжают заниматься этим. Остальные называют себя фотографами, но это не перешло в их профессиональное занятие и любимое дело. Но так происходит везде. Лишь 10% людей по статистике становятся хорошими специалистами в деле, которым занимаются.
Саша, какие плюсы и минусы в профессии фотографа ты можешь выделить? Наверняка нашим читателям будет интересно узнать «внутреннюю кухню» этой профессии.
Сегодня фотография для многих превращается в рутинное занятие. Но если ты подходишь к этому делу не как все, то у тебя начинается финансовый и профессиональный успех, причем в разных сферах: как дизайнера, как художника, как фотографа. Если в тебе есть задатки творческого человека, то они никуда не денутся и рано или поздно найдут выход в одном из этих направлений. Как и в любом деле в фотографии важно понять, в чем твоя мотивация. Для меня это три основные составляющие: самореализация, прибыль, довольные клиенты. Я знаю, что многие начинающие фотографы думают, что здесь все так радужно и безоблачно. Например, в обработке фото нет ничего романтического. Если человек выбрал не свой путь, то для него это превратится в обычную рутину. Ведь это красные глаза, бессонные ночи, болящая спина и так далее.

Свадебное фото

Вообще, в профессии фотографа, как и в любой другой, можно выделить несколько плюсов и минусов.Плюсы:

  • относительная свобода действий;
  • возможность хорошо заработать;
  • самореализация и творчество.

Минусы:

  • большая часть рутинной работы;
  • физически и психологически сложная работа;
  • стресс от критики в случае недовольства клиента.

Считаю, что важно понять, сможешь ли ты терпеть эти самые минусы, иначе путь в профессию фотографа будет для тебя закрыт.

Поэтому, если у начинающих фотографов возникают вопросы: какую технику выбрать, где ее взять и как с ней обращаться, то на сегодня я не задаюсь ими. Ведь самое главное – это художественное видение, а не «крутая аппаратура».

Очень тяжело бывает на душе, когда ты не попал в ожидания человека. В любой творческой профессии такое бывает. Когда такое происходит часто, это сильно выводит, а когда бывает редко, тот же самый эффект, потому, что у тебя вроде все хорошо долгое время и тут «бах» и недовольство клиента. Поэтому здесь тоже нужен баланс.

Еще раз скажу, что это психологически тяжелая работа, во-первых, мы работаем с людьми, а во-вторых, с их эмоциями.

Даже если мою камеру разобьют или с ней что-то случиться, я куплю себе новую и все равно буду снимать. Ведь это вопрос внутреннего желания. Даже если она будет дешевле, снимать на нее я буду не хуже.

В работе фотографа есть несколько стереотипов.

Вот самый распространенный из них: «Работа фотографа легка и он лишь нажимает на кнопку фотоаппарата».

Но это лишь верхушка айсберга. На деле все обстоит по-другому.

Есть клиенты, которые не понимают ценность работы. Они считают, что это просто, и думают, что вся работа заключается, в том, чтобы нажимать на кнопочку фотоаппарата, как пятилетний ребенок и «за что мол такие деньги платить этим фотографам?» К сожалению, такая позиция имеет место быть.

Иногда человек не понимает, сколько времени потрачено на подготовку, сколько пройдено мастер-классов, на которые потрачены огромные деньги, да и хорошее оборудование встает «в копеечку».
Саша, а как проходит рабочий день фотографа, что он обычно делает?
У фотографа плавающий график работы. Считаю, что это одно из главных преимуществ работы. Бывает относительно свободный день, и в это время ты можешь обрабатывать фотографии или продумывать сценарий будущей фотосессии. Здесь день на день не приходится, но самое главное остается неизменным – это подготовка, она также является важным элементом самореализации. Например, у кого-то может получиться один раз сделать хорошие снимки, но это будет лишь везение, а когда у тебя хороший осознанный результат – это следствие хорошей подготовки.

Парень девушка и голубь

Для того, чтобы фотосессия удалась, нужно в первую очередь сформировать правильное отношение к ней у себя и клиента (модели). Здесь очень важно объяснить заказчику, что ему нужно делать и как себя вести, чтобы его полностью удовлетворил результат работы. А для этого необходимо понять, чего хочет клиент, но все это приходит с опытом. Поэтому нужно лично встретиться с заказчиком познакомиться с ним, побеседовать и подружиться. Ведь потребности у всех разные. Кто-то приходит один, кто-то с семьей. На этом этапе важно показать образцы фото, объяснить все нюансы будущей съемки, понять, какой стиль предпочитает клиент, какая цветокоррекция ему нравится и так далее. При таком подходе попасть в ожидания клиента удастся с большой вероятностью. Когда же начинается сама съемка, то ты просто не замечаешь ее. Этот процесс проходит сам собой, так как это твое любимое дело, здесь ты полностью реализуешься творчески. В этот момент ты живешь, и не важно, ты снимаешь час или день, время пролетает как одно мгновение. Ради хорошего кадра фотограф готов сделать все что угодно: погрузиться в воду, лечь на траву, залезть на дерево. Нужно понимать, что если клиент видит готовые фотографии такого же качества как в портфолио или на нашем сайте, то он будет возвращаться к вам снова, рекомендуя ваши услуги друзьям и знакомым. На мой взгляд, в профессии фотографа можно выделить три больших аспекта, их можно назвать тремя китами, на которых держится профессиональная фотография. Три кита:

  1. Работа с ракурсами (с каких позиций снимать объект/человека);
  2. Технический момент (фокус, настройки камеры);
  3. Отношение к процессу.

Поясню: можно стремиться запечатлеть на фото, что происходит вокруг, а можно запечатлеть, что происходит у тебя в душе. Ты начинаешь сопереживать своей модели, ловить ее эмоции, показывая жизнь такой, какая она есть.

Индивидуальность человека: его глаза, состояние души – с этими элементами прежде всего работает фотограф, а техника лишь помогает ему.
Александра, как ты считаешь, какими качествами должен обладать профессиональный фотограф?
На мой взгляд главное качество – это творческий внутренний поток, желание создавать прекрасное, потребность в самореализации. Если у тебя этого нет, фотографом будет стать весьма проблематично. Самое главное, не стоит забывать, что фотограф – работник сферы услуг. И здесь ты должен обладать такими качествами как обязательность, пунктуальность, вежливость, внимательность. Так же хорошему фотографу необходимо обладать навыками разных специалистов: продавца, психолога, менеджера. Ты продаешь себя, свои таланты и сопутствующие товары. Поэтому как в любых продажах, ты должен выявить потребности клиента, расположить его к себе и предложить наилучшее решение его проблемы (реализовать его идеи). Уже на первой встрече нужно понравится клиенту. Бывает так, что клиенты начинают учить тебя как и что делать в процессе работы, не имея представления о фотографии. В таких случаях иногда приходится вежливо ставить клиента на место и это нужно делать на начальном этапе общения. Особенно фотографы с маленьким опытом работы совершают большую ошибку, когда позволяют клиенту полностью распоряжаться всем ходом съемки, пытаясь таким образом угодить ему. Еще раз повторюсь, что хороший фотограф — это психолог, ретушер, продавец, художник, преподаватель, режиссер в одном лице.

Фоторабота - колокольня на фоне моря

Замечательно! Саша, давай поговорим о технических моментах в работе фотографа. Правила съемки, обработка фото – нужна ли она и в каких случаях?
Перед тем, как сделать кадр, ты смотришь не попадает ли к тебе в объектив ненужный предмет. Поэтому когда учат фотографировать, учат работать со штативом. Сейчас почти у всех цифровые фотоаппараты, но например, пленка хороша тем, что она не позволяет расслабляться, ты 100 раз подумаешь, прежде чем нажать кнопку на фотоаппарате, так как у тебя 24 кадра и тебе нельзя допустить, чтобы человек моргнул и так далее. Я часто думаю, вот бы нам сейчас так научить мыслить людей при цифре. Ты как фотограф должен акцентироваться на качестве кадра, я здесь имею в виду эффективность. То есть соотношение хороших кадров к их общему числу. Поэтому, обучая других, говорю им, что нужно мыслить ценностью кадра. Говоря об обработке фото и программе Photoshop, здесь существует двоякое мнение. Например, для фотографов из газеты важно содержание фотографии, он может потратить 2 часа на ее обработку и получить нужный снимок. У меня однозначный ответ на этот вопрос. Я предпочитаю максимум натуральности, то есть минимум обработки за счет правильного света и своего видения. Это очень важно, ведь именно то самое видение и отражает твой профессионализм. Таким образом, фотограф просто не имеет права быть глупым, необразованным человеком, ведь тогда его работы будут посредственными, в них не будет энергии, эмоций и души. Вообще все, что ты делаешь – это сумма того, что ты знаешь. Фотограф должен быть читающим человеком и хорошо разбираться в искусстве.

Компетентность – залог успеха в любом деле!

Саша, спасибо за интересное интервью, предлагаю подвести итоги. В заключение задам тебе еще пару вопросов: Какой жанр фотографии предпочитаешь? Участвуешь ли в профессиональных «тусовках»? Что можешь пожелать начинающим фотографам?
Мой любимый жанр фотографии – репортаж. Постановочная фотография – это не мое. Мне больше нравится делать фото в естественной обстановке. Даже когда люди приходят к нам на фотоссесию, которая заранее продумана, я прошу их просто быть собой, и говорю им: «Ребят, ведите себя максимально естественно, мне сегодня важно показать ваши взаимоотношения такими, какие они есть в действительности». Конечно же, приятнее всего снимать людей, когда тебе ничего не приходится им говорить, а они такие, какие они есть в жизни. Бывает, конечно, когда человек тебя не знает, он боится и не сразу идет на контакт, тут и включается роль фотографа-психолога. И если этот самый контакт не наладить, то у тебя ничего не получится. А вообще фотограф должен быть очень позитивным человеком, иметь чувство юмора, ладить с людьми и тогда у него все будет хорошо.Насчет участия в профессиональных тусовках. Да, тусовки – это определенная часть рекламы. Я считаю, что там особо нет друзей, а настоящие друзья – это люди с которыми мы общаемся вне тусовок.Мы с сестрой не участвуем в выставках. Я знаю, что многие фотографы в них участвуют и понимаю, что для этой профессии важно мелькать везде.

И это лишь вопрос маркетинга, то есть как себя позиционировать. Сейчас мы нашли свой индивидуальный стиль в работе, поэтому позиционируем себя как добрая семейная фотостудия и не стремимся быть на виду везде где только можно. Ведь часто на этих самых тусовках бывает много сплетен и нелестных слов о коллегах.

Мы приветствуем больше профессиональные тусовки, чем развлекательные.

Может, в дальнейшем, что-то изменится, но сейчас именно так.

Фоторабота - влюбленные молодожены

3 практических совета начинающему фотографу:


Друзья, во-первых, нужно много учиться, причем не просто техническим моментам, но и художественным, а также знать их не только на интуитивном уровне, но и хорошо разбираться в теории. Во-вторых, нужно уметь слышать клиента, так как от этого зависит в первую очередь ваше «имя». И еще абсолютно нормально, что каждый начинающий фотограф проходит через стадию «копирования» чужих работ и техник, пока не выработает собственный стиль в фотоискусстве. Вкладывайте много усилий в съемку. Шедевр не считается шедевром, если он получился случайно. Настоящий профессионал может многократно повторять на должном уровне то, что он делает. Есть замечательная поговорка:

Стабильность результата – признак мастерства!

Ведь даже дилетант может случайно сделать замечательный кадр, но к сожалению, только один раз из миллиона. Профессионал же создает такие сними регулярно.

И, в-третьих, следите за своей репутацией, ведь ее сложно наработать и легко потерять. Так если вам удалось создать положительный имидж в глазах клиента – он будет с вами долгие годы! Это очень важно, так как есть фотографы, которые отдают клиентам фотографии совсем не того качества, что представлены у них в портфолио.

Надеюсь, что это интервью поможет читателям бизнес-журнала «ХитёрБобёр.ru» понять, как стать профессиональным фотографом :)
Саша, еще раз спасибо за интервью и творческих успехов тебе!
Взаимно!

Друзья, надеюсь, что это интервью вам очень понравилось!

Напоследок, от нашей команды мы бы хотели порекомендовать обучающий видеокурс специально для начинающих фотографов «Моя первая зеркалка»

Новый курс по цифровой фотографии

Моя первая зеркалка - обучающий видеокурс

Характеристики курса

=>> Узнать подробнее о курсе <<=

P. S. Курс платный (2790 руб. или 87$ или 693 грн.), но вы можете его купить с 10% скидкой! Для этого при заказе курса введите этот промо-код: HITERBOBER_B07

Желаю всем успехов в освоении фотографии! Если есть вопросы или пожелания, оставляйте комментарии! До встречи в наших новых статьях ;)

Рассказать друзьям:

Оцените статью: Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично
(1 оценок, средняя: 5,00 из 5)
Loading...

Комментариев к статье: (3)

:-) :-D ;-) :-| [star] [good] [flower] [present] [:-))] [:-|] :00 :000)
  • Иван Сергеевич18 января 2016 в 00:10

    На самом деле легко проверить востребованность своего творчества, если разместить работы на сайтах подобных Фотолии. Не всегда то, что делает фотограф мегавостребовано и наоборот.

    Ответить
    • Сергей17 мая 2016 в 12:17

      Не путайте микростоки , где выкладываю на продажу изображения коммерческих направлений, и фотографию свадебную или семейную например, студийную... это абсолютно разные вещи!

      Ответить
  • Аноним4 октября 2016 в 10:41

    [good] [flower]

    Ответить