Что такое лидогенерация — полное описание понятия + виды и способы привлечения клиентов (лидов)
Здравствуйте, уважаемые читатели! Снова с вами автор журнала «ХитёрБобёр» Александр Бережнов. Сегодня расскажу вам о новом направлении в Интернет-маркетинге – лидогенерации.
Каждому предпринимателю хочется привести как можно больше клиентов в бизнес. Довольные клиенты – залог процветания. И вы готовы выложиться на 100% ради них. Только где найти, как привлечь этих людей?
Задумайтесь – пока ваши конкуренты тратят бюджеты на дорогую теле- и радиорекламу, вы можете обогнать их и построить успешный бизнес. И все это – с помощью грамотной системы привлечения потенциальных клиентов.
1. Что такое лидогенерация - полное описание понятия
Понятие лидогенерация (от англ. Leads generation) пришло к нам от западных маркетологов, как инструмент для управления потоками потенциальных клиентов.
Лид (lead) – это потенциальный клиент, который увидел рекламу товаров или услуг в Интернете, услышал сообщение по радио или получил информацию о них из другого источника.
Заметьте, лид – это еще не клиент, но может им стать, если вам удастся привлечь его.
Обычный человек превратится в лида, если:
- увидит информацию о вас и ваших услугах в онлайне или офлайне;
- будет нуждаться в этих услугах, т.е. попадет в вашу целевую аудиторию;
- посетит сайт или сделает звонок;
- оставит заявку или контакты для обратной связи, подпишется на email-рассылку.
Закономерные вопросы – что нужно сделать, чтобы привлечь как можно больше заявок? Где их искать? Как сделать миллионы пользователей вашими лидами? Как заявить о себе, чтобы завладеть их вниманием? Эти проблемы и решает лидогенерация – процесс привлечения, или генерирования лидов.
Прежде, чем рассказать про этот новый бизнес-процесс, хотелось бы сделать одно важное замечание:
Лидогенерация не будет работать сама по себе — ей нужно соответствующее «окружение»: качественный контент на сайте, вирусные рассылки, интересные предложения, фирменный стиль и другие вспомогательные инструменты маркетинга.
Необходимо уметь считать свои затраты и стоимость рекламных кампаний, делать правильные выводы и не останавливаться – устаревшая информация перестанет работать на вас.
2. Виды и способы привлечения клиентов (лидов)
Если вы думаете, что генерация лидов подходит только крупным компаниям, холдингам и прочим гигантам, вы ошибаетесь. Кофейне за углом, частной стоматологии, магазину эко-продуктов или клининговому агентству лидогенерация пригодится не меньше.
Итак, откуда мы будем привлекать наших лидов? Чаше всего — из Интернета, потому что именно такой способ позволяет контролировать поток и конверсию (соотношение потенциальных клиентов и реальных). А значит – и стоимость привлечения каждого клиента.
Самые популярные источники трафика (каналы привлечения клиентов из Сети):
- Контекстная реклама. Пользователь ищет в Интернете товары и услуги. Если его потребности совпадают с вашим предложением (ищет детские ортопедические ботинки, а вы как раз такую обувь продаете), поисковик услужливо предоставит именно это рекламное объявление. Кликнет он по нему или нет, зависит от привлекательности вашего предложения. Обычно показы объявлений осуществляются бесплатно, оплата происходит лишь за фактический переход по рекламе. Самые популярные источники контекстной рекламы: Яндекс.Директ, GoogleAdwords. Подробнее о том, что такое контекстная реклама и как она работает, мы уже писали ранее.
- Таргетированная реклама. Ваша аудитория – женщины от 25 до 35, которые проживают в Самаре и учились в СамГУ? Благодаря таргетированной (от слова target – цель) рекламе, ваше объявление будет показываться только им, и никому другому. Вы попадаете прямо в свою целевую аудиторию. Таргетированная реклама доступна в социальных сетях, где пользователи раскрывают свои данные: возраст, пол, социальное положение: Вконтакте, Facebook, Одноклассники.
- Блоги и другие инструменты Интернет-маркетинга. Добротная статья уважаемого блогера, интересная e-mail рассылка, заманчивое предложение в ленте сообщества.
- Площадки-агрегаторы: Яндекс.Маркет, Озон, Carprice, Avito, Mednow, другие специализированные или общие сайты, собирающие у себя объявления и предложения.
- Биржа лидов. Место, где продаются и покупаются контакты (да-да, вот так просто). Продавцами лидов выступают популярные блогеры с большим числом посетителей, агрегаторы, имеющие огромные базы данных с контактами людей. Основное требование – все эти контакты должны быть заинтересованы в товаре или услуге. Если вы занимаетесь адвокатской практикой, то ваши лиды должны были где-то сделать запрос на юридические услуги и оставить свои данные (участвовать в опросе или акции, подписаться на рассылку). Такие данные — объекты купли-продажи на биржах лидов.
Все эти источники, при правильном использовании, приведут потенциальных клиентов в заранее заготовленные «сети».
К ним относятся:
- Лендинговые страницы или по-другому одностраничные презентационные сайты, куда люди попадают, кликнув по вашему объявлению. Если вы торгуете очками, а в летний период запускаете акцию «солнечные очки в подарок», вы можете создать, помимо основного сайта, отдельный одностраничник, где подробно будут описаны виды, типы, цвета солнечных очков, и представлена ваша акция. Цель такой страницы – побудить посетителя оставить заявку или хотя бы свои данные – телефон, электронную почту, авторизоваться через профиль в социальных сетях. Так незнакомый прежде человек становится лидом. Лендинговая страница необходима и для подсчета стоимости рекламной кампании.
- Настройки основного сайта. Всплывающее окошко с онлайн-консультантом, появляющееся предложение заказать обратную связь, просьба авторизации через соц.сеть – все это «уловки» лидогенерации для сброра контактов потенциальных клиентов.
Описанные способы подходят для поиска и привлечения лидов в Интернете. Есть оффлайновые методы: теле- и радио реклама, баннеры, бумажные письма и другие виды привычной рекламы. Их основной недостаток – невозможность подсчитать стоимость привлечения одного клиента, ведь традиционная реклама адресована чаще всего неограниченному кругу людей и лишает нас возможности обратиться к каждому персонально.
3. Практические примеры лидогенерации
Чтобы показать вам, как работает лидогенерация в деле, рассмотрим несколько практических примеров.
Пример 1. Рекламная кампания «Солнечные очки — в массы!»
Компания «Очки для всех» успешно развивается. У нее 5 точек продаж в торговых центрах Москвы, интернет-магазин. К летнему сезону решено провести акцию «Солнечные очки — в массы!», чтобы поднять продажи, повысить узнаваемость бренда, привлечь новых покупателей на остальную продукцию.
«Очки для всех» проводит с этой целью рекламную кампанию в Яндекс.Директ.
Первое, с чего начинает маркетолог компании – составляет список ключевых слов. Сервис статистики показов ключевых слов "wordstat.yandex" по запросу «Солнечные очки» выдает следующие сочетания:
- солнцезащитные очки – 60 тысяч запросов;
- солнечные очки – 17 тысяч запросов;
- купить солнечные очки – 2 тысячи запросов;
- солнечные очки мужские – 1 тысяча запросов;
- солнечные очки женские – 1 тысяча запросов.
Так как Интернет-магазин доставляет товар по всей стране, выделять отдельно регионы не обязательно. Теперь пользователям, которые ввели в Яндексе эти словосочетания, будет показываться заранее утвержденное объявление: «Купить солнцезащитные очки со скидкой в 50% до 1 июля 2024 года».
За первый месяц это объявление было показано 400 раз. 100 раз по нему перешли на сайт (каждый четвертый пользователь). Эти 100 человек в ближайшее время могут стать нашими лидами, при условии, что им понравится цена, условия доставки, дизайн сайта и т.п.
Результат рекламной кампании «Солнечные очки — в массы!»: 400 показов объявлений, 100 переходов, 9 заявок из них 3 клиента.
Из 100 человек 3 совершили покупку, 1 позвонил в офис, 2 оставили свой e-mail в форме обратной связи, 3 связались с онлайн-консультантом. Итого мы получили 9 лидов (3 из которых уже клиенты).
Пример 2. Рекламная кампания «Линзы»
Эта же компания по продаже очков решила повысить продажи.
Руководству компании результат показался недостаточным. А, может, оно знает девиз лидогенерации: «Клиентов много не бывает»? Решено испробовать другие каналы трафика. Для этого выбрана рекламная кампания «Линзы», которая будет реализована в социальной сети Вконтакте.
Здесь было создано объявление «В День Рождения каждые вторые линзы в подарок». Выбрана целевая аудитория: женщины старше 18 лет, проживающие в России, у которых день рождения в ближайшую неделю. Определена оплата за переходы по рекламному объявлению.
За неделю размещения по объявлению перешло 300 человек, 6 купили линзы по акции, 5 приняли участие в опросе, 5 позвонили в офис. Все 16 человек – лиды, из которых 6 состоявшихся клиентов.
Пример 3. Рекламная кампания «Очки с бриллиантами»
Руководству понравились новые способы привлечения лидов, захотелось попробовать еще один вариант. В этот раз решено было рискнуть и купить лиды на бирже. Для этих целей была создана третья рекламная кампания «Очки с бриллиантами».
Зарегистрировавшись на одной из бирж, маркетолог подал заявку на покупку, указав следующие параметры:
- пол: любой;
- возраст – от 30 лет;
- регион проживания: Москва и Санкт-Петербург;
- требуемые контакты: телефон и e-mail;
- наличие работы (желательно);
- семейное положение: есть партнер;
- заинтересованные в покупке качественных и красивых очков.
Биржа назначила цену за лид в размере 600 рублей. Было предоставлено 50 контактов. Маркетолог разослал им предложения на покупку очков с дужками, инкрустированными бриллиантами, рекламировав их как возможный подарок на день рождения второй половине или себе. Следом потенциальных клиентов обзвонили. В результате 11 человек сделали заказ.
Ниже, в практических примерах я приведу расчеты, которые отражают результаты каждой из 3-х рекламных кампаний.
4. Преимущества и недостатки лидогенерации
Как и любое творение человека, лидогенерация несовершенна. Ее стоит рассматривать как один из способов привлечь клиентов в свой бизнес. Один из способов – а вовсе не единственный.
Рассмотрим преимущества и недостатки лидогенерации в виде таблицы
№ | Преимущества | Недостатки |
1 | Возможность посчитать стоимость одного лида (+) | Наличие огромного количества интернет-мошенников (-) |
2 | Становится возможным точно планировать рекламный бюджет (+) | Вложения в этот инструмент без анализа его эффективности чревато разочарованием и впустую потраченными деньгами (-) |
3 | Оплата за результат — вы платите за контакты живого, заинтересованного человека (+) | Стоимость лида постоянна и неизменна (-) |
Если вы профессионально владеете Интернет-маркетингом, умеете работать с цифрами и находить подходящие каналы привлечения клиентов, то этот инструмент поможет вам как маркетологу или владельцу бизнеса увеличить прибыль и окупить рекламные затраты.
5. Расчет стоимости лидов на конкретных примерах (CPL-модель)
Основное преимущество онлайн лидогенерации – возможность рассчитать цену каждого потенциального клиента. Как это сделать?
В интернет-маркетинге есть несколько способов расчета оплаты:
- CPA-модель (Cost per Acquisition). Оплата за приобретение. Лид должен совершить покупку или оставить заявку на вашем сайте. В некоторых случаях – принять участие в голосовании, подписаться на рассылку, иным способом оставить свои контакты.
- CPC-модель (Cost per Click). Оплата за клик. Здесь все гораздо проще – пользователь переходит по вашему объявлению – со счета списывается сумма. Что дальше будет делать этот пользователь – оставит заявку или сразу закроет страницу – продавца не волнует.
- CPL-модель (Cost per Lead). Оплата за контакт клиента, а точнее – за контактные данные и социальный портрет будущего клиента. CPL и является основным показателем качества лидогенерации, отвечающим требованиям рынка. Есть контакт – есть оплата. Лид «сорвался», не оставив о себе никакой информации – деньги остаются при вас.
Если вы привлекаете в свой бизнес клиентов с помощью лидогенерации, вам будет полезно научиться рассчитывать стоимость одного лида по CPL-модели.
Чтобы отследить количество заключенных сделок с клиентами, привлеченными с помощью этого маркетингового инструмента, рекомендуется, помимо лендинга (одностраничного сайта), выделить отдельный номер телефона, который будет показываться только в рамках конкретной рекламной кампании. Тогда вы сможете точно подсчитать количество заявок с лендинг-страницы и количество звонков, сделанных потенциальными клиентами.
Напомню, что не все заявки становятся клиентами. CPL-модель считает стоимость лидов – потенциальных клиентов. Затраты на превращение лида в клиента – отдельная статья расходов и другая тема.
Итак, рассчитываем стоимость одного лида на примере рекламной кампании «Солнечные очки».
Известные данные:
- количество переходов по объявлению (отражается в метрике) – 100 переходов;
- цена клика (CPC, задается в настройках рекламной кампании) – 150 рублей;
- количество лидов (считается количество заявок на сайте плюс количество звонков. Для этого и требуется отдельная лендинг — страница и отдельный номер телефона) – 9 лидов.
Действие 1. Вычислим бюджет на кампанию «Солнечные очки»: достаточно количество переходов умножить на цену одного клика. Получаем: Бюджет=100*150=15000 (рублей).
Действие 2. Считаем затраты на одного лида (CPL). Здесь все просто – бюджет необходимо разделить на количество лидов: 15000/9=1666 (рублей за заявку). Итак, стоимость лида – 1666 рублей.
Это много или мало? Закономерный вопрос. Зависит наценке в среднем чеке. Если он не превышает цену лида (даже не клиента, а только лишь лида) – срочно меняйте либо источник трафика, либо текст объявлений, либо стоимость перехода.
Хорошо помогает ориентироваться в эффективности рекламной кампании. Такой показатель как конверсия (CTR) – соотношение числа посетителей сайта (страницы) к числу контактов – людей, оставивших заявку. Вычислим ее для кампании «Солнечные очки»:
Действие 3. Переходов – 100, лидов – 9. Конверсия (CR) = количество лидов/количество посетителей = 9/100= 9 (%). Итак, конверсия равна 9%.
Все познается в сравнении, и эффективность источника – тоже.
Составьте сравнительную таблицу всех каналов привлечения клиентов.
Для примера возьмем наши «Солнечные очки», которые продвигались с помощью контекста, а также добавим кампанию «Линзы» и «Очки с бриллиантами»
№ | Показатели | Солнечные очки | Линзы | Очки с бриллиантами |
1 | CPL (стоимость клика) | 150 руб. | 45 руб. | 600 руб. |
2 | Количество переходов | 100 | 300 | 50 |
3 | Бюджет | 15 000 руб. | 13 500 руб. | 30 000 руб. |
4 | Количество лидов | 9 | 16 | 11 |
5 | CPL (стоимость одного лида) | 1 666 руб. | 844 руб. | 2 727 руб. |
6 | CR (конверсия) | 9 % | 5,3 % | 22 % |
Что мы видим? «Очки с бриллиантами», несмотря на высокую стоимость клика (целых 600 рублей) и высокую стоимость одного лида (2727 рублей), показали очень и очень хорошую конверсию.
Линзы «проигрывают» по конверсии, но и стоимость привлечения одной заявки невысока. Самой неэффективной рекламной кампанией получились как раз наши «Солнечные очки» — бюджет выше, как и стоимость лида.
Чтобы иметь полную информацию, лучше наблюдать ситуацию в динамике. Составляйте подобную таблицу для рекламных кампаний за несколько месяцев, чтобы видеть прогресс. Неэффективные решения отбрасывайте сразу или корректируйте в зависимости от сезона, действий конкурентов и т.п...
6. Где купить лиды — агентства лидогенерации
Вы получили общее представление о лидогенерации, и, читая статью, скорее всего, примеряли этот инструмент к собственному бизнесу.
- Подходит ли вам контекстная или таргетированная реклама?
- Хотите ли вы заниматься лидогенерацией самостоятельно?
- Готовы ли вы осваивать новую область?
Если да – то этот раздел можете пропустить. Ваши дальнейшие планы – изучение основ SMM и SEO.
Но если занятость не позволит вам окунуться в этот увлекательный процесс с головой, лучше нанять фирму, которая обеспечит комплексный подход – поступление лидов из всех источников трафика, начиная от создания лендинг-страницы и контента, заканчивая Яндекс.Директом и социальными сетями.
Такие фирмы называются агентствами лидогенерации. Чем они отличаются от бирж? Основная задача биржи – свести в одном месте покупателя и продавца заявок, помочь им найти друг друга, получив за это свою комиссию. На бирже вы просто купите лидов. Агентство же предлагает услуги лидогенерации из всех источников, включая те же биржи.
Если вы задумались о покупке заявок «под ключ», такие агентства подойдут, чтобы выполнить за вас «черновую» работу: подобрать ключевые слова, составить и разместить объявления, создать лендинг-страницу, отследить эффективность работы. Но есть вещи, которые все-таки придется сделать самостоятельно, если хотите, чтобы затраты окупились:
- Тщательно проверить список ключевых слов. Не поленитесь ввести каждый предложенный ключ в Wordstat, чтобы сравнить количество запросов.
- Составить портрет целевого клиента, на которого ориентирована та или иная рекламная кампания.
- Проверить правильность объявлений перед запуском. Если сторонний менеджер по недоработке или по незнанию даст ложную информацию, вы рискуете не приобрести, а потерять клиентов и репутацию;
- Контролировать стоимость одного лида и эффективность потраченных средств. Не стесняйтесь спрашивать, переспрашивать, спрашивать снова. Ваши деньги – ваши правила.
И самое главное – безжалостно расставайтесь с неэффективными рекламными кампаниями, менеджерами и агентствами! Помните: все сервисы генерации заявок должны быть направлены на прибыль. Получение целевых заявок для «галочки», и «чтобы было как у всех серьезных фирм» вам не нужна.
7. Как начать бизнес по предоставлению услуг лидогенерации
Вы попробовали привлечь клиентов в свой бизнес и вам понравилось? Более того, у вас очень хорошо получается, вы увлеклись и решили развивать новое направление? Раздумываете, с чего начать? У вас есть несколько вариантов:
- Продажа лидов: создать сайт с качественным контентом, продвинуть его в поиске, создав поток посетителей и читателей. Продавать эти контакты заинтересованным покупателям через биржу, агентства, фрилансеров. Основная проблема: качественные тексты требуют времени, профессионализма и терпения. Вам придется долго работать, зато поток заявок будет качественный.
- Открыть агентство лидогенерации, предоставляя услугу привлечения потенциальных клиентов «под ключ». Вам придется освоить все источники трафика, научиться с ними работать. Но главная задача – найти клиентов. Сделать это, как вы уже поняли, можно с помощью вашей любимой генерации заявок. Основная проблема: найти клиентов, достаточно богатых, чтобы позволить себе комплексный маркетинг, но и не таких бедных, чтобы не позволить себе хотя бы лидогенерацию.
- Обучать всех желающих этому искусству. Можете записать несколько видео с бесплатными уроками, выложив их на Youtube. Конечно, разработать лендинг-страницу и привлекать на нее заявки. Основная проблема: убедить людей, что они смогут зарабатывать на новой профессии и не прослыть «разводилой». Вкладываясь в обучение, люди хотят получить готовое решение, а вы дадите им «всего лишь» средства для поиска этого решения.
- Создать биржу по продаже контактов потенциальных клиентов. Придется сначала закупить данные, выборочно проверить их подлинность, а потом выставить на продажу. Схема такая же: сайт (лендинг-страница), привлечение потенциальных клиентов, купля-продажа. Основная проблема: разрываться между продавцами, которые считают свои лиды идеальными и покупателями, которые придерживаются противоположного мнения.
Бизнес должен быть прибыльным. Поэтому не торопитесь, любой успешный проект требует подготовки:
- Составление бизнес плана. Кому вы планируете продавать свои услуги? По какой цене? Кто ваши клиенты? Как собираетесь их привлекать? Сколько вложений нужно сделать и как быстро они окупятся? Количество, качество персонала. Оптимистичный и пессимистичный прогнозы. Ранее я уже писал о том, как правильно составить бизнес-план.
- Регистрации предприятия. ИП или ООО? Система налогообложения. Накладные расходы, внереализационные и реализационные издержки, структура услуг. Как открыть ООО или ИП мы писали в прошлых статьях.
- Маркетинговое исследование рынка. Кто ваши конкуренты? В чем из сильные и слабые стороны? Емкость рынка, сегментирование, ниша, которую вы планируете занять.
Важной частью подготовки является обучение. Определите пробелы в знаниях и устраните их. Если бухгалтерию можно передать на аутсорсинг, то основной вид деятельности первое время – ваша ответственность. Где можно научиться генерировать клиентов? Об этом пойдет речь далее.
8. Академия лидогенерации и другие доступные способы обучения
Как можно получить комплексные, полные знания по всем нюансам лидогенерации? – Обучиться у проверенных мастеров, которые растолкуют, разжуют, покажут и расскажут. Чаще всего обучение происходит онлайн, и состоит из уроков и домашних заданий.
Среди крупных образовательных проектов выделяется Академия лидогенерации. «Вкусные» предложения, обещания миллионов, прекрасные отзывы участников – хочется прямо сейчас пойти учиться.
Но волшебства не бывает. Будете ли вы проходить обучение в Академии, или любом другом образовательном учреждении, помните: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Чтобы обучение дало результат и не принесло разочарований, придерживайтесь следующих простых рекомендаций:
- не ждите от преподавателей готовых рецептов, которые приведут вас к светлому будущему без вложений с вашей стороны. Вам придется много работать самостоятельно, экспериментировать, ошибаться, вырабатывать собственные методики. А если все-таки задумаете начать свое дело, вложения понадобятся еще и материальные.
- решите, чем вы хотите заниматься, найдите свое дело, идею. Будут ли это услуги по лидогенерации, или вы намерены привлекать клиентов в свой, уже имеющийся бизнес, открыть новый? Без идеи уроки будут полезны лишь наполовину.
Также действенный (и бесплатный) способ обучения – самообразование. Интернет наполнен статьями, блогами, видео уроками, которые дадут вам полное представление о о данном приеме интернет-маркетинга, а ваша настойчивость, терпение и практика (больше практики!) постепенно сделают вас профессиональным лид-менеджером.
Тогда вы начнете понимать, кто есть кто, куда можно обратиться за советом и отдать деньги за опыт.
Рекомендованное видео для просмотра:
9. Заключение
Лидогенерация – это развивающееся направление в маркетинге, задача которого – привлечь клиентов в бизнес. Это актуально как для маркетологов компании, так и для ее непосредственных владельцев (руководителей).
Лиды – это потенциальные клиенты, заинтересованные в услуге и предоставившие свои контакты для обратной связи.
Этот способ получения контактов потенциальных покупателей будет полезен только при правильном его использовании. Нужно тщательно изучить инструменты, а главное – считать эффективность в денежном выражении.
Источники массовой лидогенерации: социальные сети, блоги, биржа лидов, контекстная реклама. Все эти каналы должны привести потенциальных клиентов либо на ваш основной сайт, либо на лендинг-страницу, созданную специально под рекламную кампанию.
Освоившие премудрости этого инструмента интернет-маркетинга при правильном подходе могут открыть сразу несколько видов бизнеса, перечисленных выше в статье.
Основной рецепт освоения новой специальности: работа в поте лица, практика и идея, которую вы будете воплощать в жизнь с помощью генерации заявок. Готовых рецептов не даст ни один обучающий центр и самый профессиональный лид-менеджер. Все в ваших руках!
Если вам была полезна данная статья, оставляйте отзывы в комментариях. Для нас это очень важно, заранее спасибо.
6 комментариев