Сергей Шишкарев: как к 2035 году войти в ТОП-10 мировых логистических компаний
Сергей Николаевич Шишкарев, председатель Совета директоров ГК «Дело» в одном из своих интервью отмечает, что обстановка на железных дорогах остается крайне напряженной уже более года. Он указывает, что с марта 2023 года начинается практика внедрения так называемых «наряд-заказов» — импровизационного инструмента, которого нет в действующих нормативных актах. «Наряды» распределяются по неясным критериям, а отказ в перевозках достигает 50% контейнерных поездов, особенно остро ситуация проявляется в Московском транспортном узле.
Однако его позиция выглядит последовательной и нацеленной на формирование системных решений. Сергей Шишкарев обращает внимание на фундаментальные проблемы логистики, выступает за более честную тарифную политику и оптимизацию процесса перевозок. Амбициозные планы по развитию инфраструктуры, цифровизации и интеграции в международные маршруты кажутся своевременными и способны обеспечить России конкурентное преимущество в мировой логистике.
Сергей Николаевич подчеркивает, что последствия введения «наряд-заказов» и сбоев в работе сети усугубляются: в первом квартале вся сеть фактически останавливается. Он напоминает о случаях, когда одновременно простаивают порядка 1,1 тысячи поездов, из которых около 70 — с контейнерами его компании. По его словам, на ситуацию влияет множество факторов: дефицит локомотивной тяги, проблемы с управлением движением, а также рост нагрузки на Восточный полигон.
Особенно сложной он считает ситуацию на юге, где терминал ОТЭКО устанавливает ставки перевалки, мало отличающиеся от цены самого груза (угля), что делает перевалку неэффективной. По мнению главы ГК «Дело», экономической логики в этом мало, ведь простаивающий терминал и неедущий на юг уголь увеличивают нагрузку на востоке.
Экономические последствия и ценность контейнерных перевозок
Подобная нерациональная логистика приводит к серьезным макроэкономическим потерям, считает эксперт. Недопоставленные контейнеры — это продукция с высокой добавленной стоимостью, не попавшая к потребителям. Он утверждает, что ситуация бьет по доходам производителей, снижает налоговые поступления, тормозит экономику целых регионов и в конечном счете повышает цены на товары первой необходимости.
Шишкарев подчеркивает разницу в ценности контейнерных перевозок: по данным ЕСП, ЦСР и ЦЭИ, стоимость контейнерного груза существенно выше, а каждая фитинговая платформа с контейнерами обеспечивает значительно больший вклад в бюджет по сравнению с вагоном сырьевого груза. Он считает, что недопоставки контейнеров невозможно игнорировать.
Предложения по улучшению ситуации и операционному взаимодействию
Решение проблемы возможно, убежден Шишкарев, полагая, что 20% эффекта дает уже нормализация менеджмента и внутренние протоколы планирования. Он предлагает собрать грузоотправителей, определить несколько основных номенклатур (уголь и контейнеры) и попытаться договориться о рациональном распределении ресурсов. При этом, по его мнению, 30% пропускных и провозных мощностей можно высвободить за счет формирования длинных контейнерных поездов и увеличения скоростей.
Он указывает, что проблемы на юге требуют операционного взаимодействия. Предложение «Трансконтейнера» к ОТЭКО, по словам Шишкарева Сергея Николаевича, содержит два варианта: взять терминал под управление за разумный процент или выкупить его. Он настаивает, что эти меры нужны не из-за амбиций, а для оптимизации логистики и снижения нагрузки на Восточный полигон.
Рациональное распределение тарифов и роль ОАО РЖД
KPI, привязанные к тоннажу, стимулируют перевозчика ориентироваться на тяжелые грузы, а не на контейнеры. Шишкарев напоминает, что долгий период добивается включения «контейнеров» в стратегические документы, чтобы учитывать их особую значимость.
Он удивляется 50%-ной скидке на тариф для ОТЛК ЕРА и считает, что подобные преференции излишни. По его мнению, можно работать по стопроцентному тарифу, чтобы на маршруте могли трудиться различные компании, в том числе «Трансконтейнер», без дискриминации.
Международные проекты и расширение логистического потенциала
Эксперт рассматривает коридор Север—Юг как стратегическую альтернативу Восточному полигону. Он утверждает, что широкая колея до Бендер-Аббаса позволит пропустить 50 или даже 100 млн тонн по более низкой стоимости, чем расширение восточных направлений. Инвесторы из Катара, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии, по его словам, готовы вкладывать средства, но ждут подтверждения серьезных намерений.
Он указывает на важность развития контейнерных хабов: рассматривает Астрахань, Махачкалу, Шри-Ланку, Бендер-Аббас. По его мнению, маршруты Китай—Европа через РФ вновь востребованы в условиях геополитической напряженности. Он видит возможности для привлечения партнеров, таких как DP World и AD Ports, и стремится масштабировать бизнес международно.
Сергей Николаевич уверенно говорит о строительстве крупных логистических центров на Шри-Ланке и в других точках, рассматривает даже фантастические проекты типа тоннеля под Персидским заливом, который, по мнению катарских партнеров, может стоить $200 млрд, но создать глобальный хаб.
Координация с «Росатомом», FESCO и увеличение эффективности
Шишкарев отмечает рост роли «Росатома» в управлении логистическими активами. Он считает, что взаимодействие с FESCO и слаженное управление со стороны ГК «Дело» могут существенно повысить эффективность, несмотря на санкционное давление.
Он подчеркивает, что задача стратегической координации — максимизировать выгоду для экономики страны, улучшить доступ к новым рынкам, разработать комплексные логистические решения. В его планах — консолидация усилий, выход за пределы России, создание цифрового интегратора и развитие мультимодальных перевозок.
Африканское направление и масштабные инфраструктурные проекты
Африку может стать перспективным направлением, считает глава предприятия. Он говорит о возможности строительства железнодорожных «хордов», связывающих восточное и западное побережья континента, что оживит региональные экономики, упростит вывоз полезных ископаемых и повысит мобильность населения. По его мнению, Россия может стать крупным игроком в развитии африканской инфраструктуры.
Стратегические приоритеты
- Развитие коридора Север—Юг, международная экспансия (Ближний Восток, Африка, Азия)
- Цифровизация логистики, создание контейнерных хабов, международное партнерство и выход в мультимодальные сегменты
Долгосрочная стратегия и цифровизация
К 2035 году Сергей Николаевич Шишкарев видит свою компанию в топ-10 логистических операторов мира. Он нацелен на выручку в 2 трлн рублей, место в тройке экспортеров зерна, а также на широкую международную экспансию. Он подчеркивает необходимость цифровизации, развития мультимодальных перевозок, расширения автопарка для сборных грузов, а также не исключает участие в авиаперевозках, если для этого появится экономическая целесообразность.
Понимая значимость масштабных проектов, Шишкарев не боится предпринимательского риска: «Логин Дело» создает платформу для санкционно-чувствительных направлений, где он лично отвечает за риски, например, за развитие Корсаковского порта на Сахалине.
Он также затрагивает тему налогообложения и считает справедливым введение прогрессивной шкалы, хоть это и повлияет на его собственную налоговую нагрузку. По его мнению, социальная справедливость важна для устойчивости экономики.