Производство мебели
Производство мебели — традиционно популярная ниша для малого бизнеса. С одной стороны, для опытных столяров изготовить стол или комод совсем не сложно. С другой — трудно представить себе дом, квартиру или офис без мебели. К тому же на эту группу товаров можно поставить высокую наценку.
И хотя мебель не относится к товарам первой необходимости, в определенный момент любой человек или организация сталкивается с необходимостью купить диван, шкаф, кровать или стулья, а зачастую — сразу заказать несколько наборов. В статье рассмотрим, как организовать производство, какую мебель выбрать и сколько на этом можно заработать.
Производство мебели: актуальность, особенности бизнеса, плюсы и минусы
С каждым годом спрос на мебель продолжает расти. Даже в кризис мебель продолжает продаваться; просто люди начинают выбирать более бюджетные модели. К тому же производство мебельной продукции не требует больших вложений и может стать очень прибыльным бизнесом. Самым большим преимуществом малых и средних компаний по сравнению с крупнейшими производителями мебели считается гибкость в реагировании на потребности рынка и индивидуальный подход к каждому клиенту.
Своеобразной особенностью производства корпусной и некоторых других видов мебели считается то, что отходы возможно минимизировать за счет правильного использования материалов. Однако, если речь о мягкой мебели, требуется много ручного труда, включая обивку, набивку и отделку. Также требуется специальное швейное оборудование.
Преимущество бизнес-идеи при открытии собственной мебельной мастерской заключается в том, что можно начать с незначительных вложений — до одного миллиона рублей, если купить подержанное оборудование. Другие преимущества:
- стабильно высокий спрос на товары;
- благоприятные перспективы развития отрасли;
- высокая наценка на товары.
К минусам относятся:
- мебель ручной работы требует больших трудозатрат;
- высокая конкуренция, сложности с поиском клиентов.
Главным недостатком считается жесткая конкуренция на рынке. Вам придется постараться, чтобы найти своего покупателя.
Таким образом, перспективы развития мебельного производства, прогнозируемый рост спроса на определенный вид продукции и качества мебельного производства делают компании по производству мебели привлекательными объектами для инвестиций.
Виды мебели
За тысячелетия человечество создало огромное количество мебели. Некоторые модели безнадежно устарели и уже не используются, в то время как другие по-прежнему пользуются популярностью.
Мебель имеет эксплуатационное значение:
- для повседневной жизни — помещения, квартиры, коттеджи и открытые пространства;
- для общественных помещений — предприятий и учреждений с учетом деятельности и специфики функциональности;
- для транспорта — транспортное оборудование.
Функциональное значение:
- мебель для хранения — основным назначением которой является хранение и размещение вещей;
- мебель для сидения и лежания – размещение человека в сидячем и лежачем положении;
- мебель для работы и приема пищи — прием пищи, работа и расстановка предметов;
- прочая мебель.
Конструктивно-технологическое значение — сборная, многосекционная, секционная, неразборная, сборно-разборная и трансформируемая мебель.
Основной показатель качества — это состав и материал:
- производство мебели из натурального либо цельного дерева;
- производство мебели из ДСП, ламинированная ДСП и МДФ;
- производство мебели из специальной пластмассы;
- производство мебели из металла, чаще из стали.
Бывает мягкая, садовая, офисная, кухонная, встроенная, корпусная и еще множество других видов мебели. Производить сразу все невозможно: слишком разные требуются условия, материалы, оборудования. Поэтому важно проанализировать рынок и выбрать относительно свободную и востребованную нишу.
Пошаговый план бизнеса по производству мебели
План запуска такого бизнеса включает несколько разделов: резюме проекта, производственный, организационный, финансовый, маркетинговый план и анализ рисков.
Анализ рынка, выбор концепции
Чтобы начать реализацию проекта, необходимо изучить рынок города. Нужно оценить все компании, которые производят мебель. Необходимо собрать информацию о конкурентах:
- какой материал используются;
- какие товары и модели предлагают клиентам;
- как давно они на рынке;
- в чем их уникальность;
- проанализировать цены конкурентов и отзывы о них.
Эта информация поможет вам сформировать свою стратегию развития, концепцию и достичь успеха в бизнесе.
Есть два варианта продажа мебели: реализация под заказ или изготовления товара с последующей продажей через магазины, рынки, в интернете и т.п. Первый вариант более выгоден, поскольку позволяет сэкономить: предприниматель приступает к производству, заключив договор с покупателем и получив от него предоплату. Но это не всегда возможно, ведь люди часто ищут мебель, которая нужна “здесь и сейчас”. Под заказ часто изготавливают нестандартную и офисную мебель, кухонные гарнитуры, иногда — детские. В этих случаях важно знать точные размеры. А вот мягкую мебель люди обычно ищут уже в готовом виде.
Аренда помещения
Довольно сложно найти нужное помещение для полноценного мебельного производства. Дело в том, что это помещение должно отвечать ряду жестких требований, продиктованных спецификой технологического процесса: повышенная пожаро- и энергоемкость, необходимость поддержания в помещении заданной температуры (не ниже 16-18 градусов). По требованию пожарных инспекторов основное производство (отделка мебели) должно располагаться на первом этаже здания. Должны быть свободные подъездные пути к самому зданию.
Установка пожарной сигнализации в помещении обойдется примерно в 500 рублей за квадратный метр. Также потребуется установить промышленную вентиляцию, что не дешево. Нельзя забывать и о стационарном водонагревателе. Без него невозможен нормальный производственный процесс.
Но если речь идет о совсем небольшом производстве, его можно запустить силами 2-3 человек, зачастую — даже в гараже или в частном доме.
Оборудование
Может потребоваться следующее оборудование:
- ленточнопильное — для распила досок МДФ, ДСП и точного распила древесины;
- сушильное — только при работе с натуральной древесиной;
- деревообрабатывающие и декоративные станки для обработки кромок, придания форм и резки фасок;
- для гравировки, сверления, резки и пескоструйной обработки стекла;
- металлообрабатывающее — отвечает за сверление, сварку, резку, полировку;
- швейное — только при работе с мягкими конструкциями.
Помимо оборудования, нужны ручные инструменты — дрели, отвертки, молотки, пилы и так далее.
Если бюджет ограничен, возможно сэкономить 30-50%, купив подержанное оборудование.
Персонал
Для производства мебели требуется персонал, обладающий специальными знаниями и навыками.
- Инженер-конструктор (дизайнер), который при помощи программного обеспечения создает точные чертежи и проекты изделия, а также применяет их в производстве.
- Мастер, имеющий опыт работы на этой должности, который будет контролировать процессы и руководить работой других сотрудников цеха.
- Рабочие в цеха, то есть опытные люди с навыками обработки, сборки, покраски и так далее.
- Разнорабочие, которые будут помогать в складировании, погрузке и разгрузке.
- Менеджер по продажам, который будет отвечать за поиск клиентов.
Штатное расписание зависит от масштабов и специфики производства.
Оформление документации
Список документации может варьироваться в зависимости от региона и особенностей проекта.
Индивидуальное производство можно оформить как самозанятость. При этом нельзя нанимать людей в штат, но можно привлекать для выполнения работ по договорам ГПХ. Налоговая ставка при работе с физлицами составит 4%. Регистрация максимально простая, отчетности нет, достаточно пробивать чеки через онлайн банк или сайт ФНС.
Для малого бизнеса можно также оформить ИП и при этом нанять сотрудников в штат. Обычно регистрируют ИП на упрощенной системе налогообложения. При этом надо вести отчетность и сдавать декларации, платить страховые отчисления (от 40 000 рублей в год).
Для работы с юридическими лицами лучше зарегистрировать Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это также удобный формат для предприятия с несколькими учредителями.
Для регистрации ООО надо предоставить следующее:
- официальное название предприятия;
- протокол решения об открытии;
- данные о директоре и бухгалтере фирмы;
- реквизиты банковского счета (счет для оплаты капитала и расчетный счет для операций);
- устав компании с указанием основных видов деятельности и размера капитала.;
- документация, связанная с уплатой государственных налогов.
Каналы сбыта
Основные каналы сбыта мебели
- Гипермаркеты, специализирующиеся на продаже мебели — такие магазины предлагают от 1 000 предметов мебели разнообразных стилей и направлений на площади 10 000 квадратных метров. Этот канал продаж популярен, так как у гипермаркетов огромный оборот.
- Сеть салонов, созданная определенным производителем для продажи только собственной продукции, с возможностью развития франшизы. Также этот способ обеспечивает максимальную прибыль и гарантию продаж для производителя. Минус в том, что запуск своей торговой точки (точек) требует дополнительных расходов и ресурсов, поэтому такой способ не каждому по плечу.
- Несетевые мебельные магазины — обычно они продают мебель одного или нескольких производителей. Большинство мебели импортируется из-за рубежа, мебель отечественного производства встречается редко. С такими магазинами работают компании, не имеющие собственных каналов сбыта.
- Обычные мебельные магазины в небольших городах — зачастую их отличает невысокий уровень обслуживания и небольшая торговая площадь (до 300 кв. м).
- Небольшие магазины в торговых комплексах — главное преимущество заключается в том, что площадь помещения небольшая, а арендная плата маленькая. Здесь представлены только выставочные образцы, поэтому арендная плата себя окупает.
- Павильоны на строительных рынках. Актуально для продукции низкой и средней ценовой категории.
- Прямые продажи — мощный инструмент для компаний, специализирующихся на корпоративных закупках. Если компания производит «специальную» мебель, то должна тестировать разные каналы продаж: рассылка коммерческих предложений и каталогов, обращение к «холодной» базе данных, а также встречи с покупателями.
Читайте также: свой бизнес в гараже.
Расходы и возможные доходы
Стартовые расходы могут составить от 100 000 рублей до нескольких миллионов — в зависимости от площади цеха, вида мебели, используемого оборудования. Также стоит помнить о ежемесячных расходах:
- коммунальные услуги — около 30 000 рублей;
- зарплата на 3-4 сотрудников— от 180 000 рублей;
- расходы на рекламу — от 20 000 рублей;
- налоговые выплаты, небольшие сопутствующие расходы — от 30 000 рублей.
Примерный расчет прибыли:
- в среднем в мастерской можно произвести и продать мебель на 600-700 тысяч рублей в мебель;
- после вычета запланированных затрат прибыль составит около 400 тысяч рублей;
- таким образом, полная окупаемость мебельного производства наступит примерно через 20 месяцев.
Рентабельность такого проекта составляет примерно от 20 до 40%, что довольно неплохо.
Производство мебели в условиях импортозамещения
В 2022 году российская мебельная промышленность переживает уход западных компаний, формируется дефицит сырья. Эту ситуацию можно оценивать по-разному.
Сырье и материалы
Даже престижные фабрики не имеют неограниченных запасов сырья. Материалов и деталей осталось всего на 3-5 месяцев работы, и необходимо найти альтернативу для пополнения ресурсов.
Некоторые товары поступают из Китая и Турции, но цены весьма выросли, а логистика стала значительно сложнее. Выход из этой ситуации — искать возможность среди отечественных производителей. Надо углублять отношения с азиатскими партнерами, которые могут создать производственную базу в России.
Такая же ситуация с изоцианатом — органическим соединением, используемым в качестве связующего для древесных плит. В России его не производят, и в мире лишь несколько крупных заводов, специализирующихся на его производстве. Причем они расположены в Западной Европе и Китае, поэтому надо смотреть на восток и строить отношения с азиатскими рынками.
Фурнитура
Одним из самых уязвимых мест в мебельной промышленности считается фурнитура. Раньше спросом пользовались немецкие, австрийские и итальянские товары. Российским производством фурнитуры занимались многие предприниматели, но полностью обеспечить рынок не удалось никому.
В частности, введение санкций выдвинуло эту проблему на первый план. Отечественные компании готовы наращивать объемы, но пока не готовы расширять ассортимент. Турция и Китай также являются отличными альтернативами. Турецкая фурнитура уже давно пользуется спросом, тем более, что она активно поставляется в Россию.
Что будет дальше?
Даже российские производители мебели не сидят сложа руки и пытаются заполнить пустующие ниши. С апреля регулярно запускаются государственные программы материального поощрения, интересные деловые предложения и специальные возможности.
Правительство всячески поддерживает тех, кто выступает с инициативой импортозамещения. Министерство промышленности и торговли РФ ищет способы замещения товаров из-за рубежа. А правительство РФ уже предложило увеличить поставки меблированного жилья, чтобы поддержать мебельную промышленность. Это открывает новые возможности для российских предпринимателей.
Выводы
Бизнес по производству мебели подходит как для новичков с небольшим стартовым бюджетом, так и для опытных предпринимателей с крупным капиталом. Это возможно благодаря тому, что запустить такой бизнес можно в разных форматах — от мини производства в гараже до полноценного мебельного цеха. При правильном планировании этот бизнес будет приносить стабильный доход.
Читайте также про другие идеи для бизнеса в рамках импортозамещения.