Аренда недвижимости в 2024 году: пошаговая инструкция для арендатора
Оформление недвижимости в аренду – важный этап становления любой компании, так как речь в этом случае идет не только об офисах, но и про склады, отдельные точки продаж и т.д. Поэтому при подборе объектов и подписании договора следует обращать внимание как на стоимость аренды, так и на ряд других аспектов сделки, особенно юридических. Ниже представлена подробная инструкция для арендатора, которая поможет на этом пути.
Поиск помещения для аренды
Для этого стоит выбирать крупные и проверенные площадки с объявлениями: Циан, Авито, ДомКлик и т.д, где гарантирован факт проверки продавца и его документов, а также представлены популярные объекты, например, аренда офисов в Федерации, в Румянцево, в Сколково. Имеет смысл рассматривать и крупные группы по недвижимости в социальных сетях – с большим количеством подписчиков и оперативно работающей службой поддержки. И еще один вариант поиска помещения для аренды – нанять профессионального риэлтора.
Предварительная проверка объекта
Ее необходимо провести еще до старта переговоров по обсуждению условий аренды. Для этого следует запросить у арендодателя следующие бумаги (и проверить их подлинность):
- выписка из ЕГРН и другие документы, подтверждающие право собственности;
- действующий общегражданский паспорт – если помещение сдает физ. лицо;
- учредительная документация предприятия – если помещение сдает юр. лицо;
- нотариальное согласие жены/мужа владельца либо же подтверждение раздельного владения сдаваемым объектом – при оформлении договора аренды в Росреестре;
- технический план помещения и остальная доступная по нему техдокументация.
Если арендодателя представляет его доверенное лицо, стоит запросить доверенность.
Кроме того, желательно лично подъехать на объект — проверить его техническое состояние: исправлены ли инженерные коммуникации, сделан ли ремонт и другое.
Согласование договорных условий
Это один из самых важных этапов съема нежилой недвижимости – в договоре необходимо учесть все требования участников и возможные спорные моменты. А результатом должен стать взаимовыгодный компромисс – на это, в случаях долгой аренды, могут уйти месяцы.
В договоре аренды должны быть прописаны:
- предмет сделки – точный адрес объекта, имя владельца/ев, номер в кадастре и т.д.;
- сумма арендной платы и порядок ее внесения – сроки, возможные задержки и др.;
- основания для прекращения договора, порядок действий в каждом из этих случаев;
- виды ответственности за невыполнение названных в договоре аренды обязательств;
- срок аренды, алгоритм возврата объекта, обязательства в обслуживании и ремонте.
Помимо того, прописываются все данные и реквизиты самого арендатора: информация из паспорта, название и юридический адрес компании, номер банковского счета для оплаты.
Подписание договора
В большинстве случаев достаточно просто письменной подписи без заверения у нотариуса.
Но также есть ситуации, когда обязательно оформление договоров аренды в Росреестре – это сделки, заключаемые с нежилой недвижимостью на срок от одного года, и договоры по аренде и субаренде помещений вместе с продолжающими работать в них предприятиями.
Регистрация договора
Для официальной фиксации сделки в Росреестре требуется следующий набор документов:
- заполненное по общей форме заявление регистрации договора – подать его может как арендатор, так и арендодатель, сделать это получится как в МФЦ, так и в Росреестре;
- непосредственно договор аренды – или его заверенная у нотариуса копия;
- паспорт той стороны, которая подает заявление – если это делает физическое лицо;
- учредительные документы компании – если заявление подает юридическое лицо;
- квитанция о выплате госпошлины – 2 тыс. руб. для физ.лиц и 22 тыс. руб. для фирм.
Если же в аренду предоставляется лишь часть нежилого объекта, то дополнительно надо поставить ее и на кадастровый учет – единовременно, с регистрацией. В подобном случае прилагают технический план помещения и межевой план участка, где оно располагается: в формате электронных документов с усиленной цифровой подписью кадастрового инженера.
Может потребоваться согласие на проведение крупной сделки от юридического лица либо подтверждение от него же, что данная сделка не является для предприятия крупной.
Сроки для добавления договора в Росреестр составляют 7 рабочих дней от подачи заявления напрямую в это учреждение и 9 рабочих дней, если через отделение МФЦ.
Акт приема-передачи
Это документ, по которому арендатор принимает в пользование снятую им недвижимость – он подписывается обеими сторонами. Перед этим необходимо дополнительно проверить техническое состояние арендуемого помещения и при обнаружении замечаний внести их в передаточный акт – это позволит избежать спорных моментов при последующей работе.
Аренда коммерческой недвижимости в 2024 году — непростой и ответственный процесс. С помощью представленной инструкции можно снять подходящий объект без риска и потерь сделать свою компанию более успешной — особенно если обратиться за помощью к специалистам.