Готовый бизнес: как купить интернет-магазин и не прогореть в первый же год

Как купить интернет-магазин и не разориться в первый же год. Плюсы и минусы покупки готового бизнеса, базовая проверка сайта перед покупкой и переговоры с продавцом.

У начинающего предпринимателя всегда есть два варианта – создать бизнес с нуля, гарантируя своему делу надежный фундамент, или купить готовый и уже работающий проект, но пока еще неизвестный покупателю. Оба варианта имеют свои преимущества, но все больше желающих обзавестись собственным бизнесом выбирают второй. Почему так происходит, узнаете в нашей статье.

В чем преимущества и недостатки покупки готового интернет-магазина

Казалось бы – у готового онлайн-бизнеса не может быть недостатков: он уже организован, устойчив и обеспечен аудиторией. Но все не так просто в этом вопросе:

  1. Если бизнес продают, тому есть причина. Иногда это желание владельца отдохнуть, но чаще продажа происходит из-за низкой рентабельности и других проблем.
  2. Бизнес, приобретаемый в готовом виде, может иметь массу недостатков, которые станут очевидны позже. Неважно, насколько внимательно покупатель вникает в курс дел – некоторые аспекты предпринимательской деятельности станут очевидными лишь спустя недели или даже месяцы после оформления документов купли-продажи.

Однако для многих предпринимателей все перекрывает главный плюс – дешевизна. С первого взгляда цена на готовый бизнес и на создание нового приблизительно одинаковая, однако такой расклад справедлив только при идеальном течении событий, где не происходит ЧП, мошенничества, штрафов и прочих, чисто финансовых просчетов. Готовый бизнес (при условии, что он функционален и имеет аудиторию) обойдется дешевле не только по деньгам, но и по затраченному времени.

Базовая проверка перед покупкой

Идеальным примером готового бизнеса можно считать интернет-магазин – именно с такой покупкой у будущего предпринимателя меньше всего шансов ошибиться:

  • вся статистика по магазину – реальный размер аудитории, отклик, рентабельность, затраты, относительно прозрачна и ясна без посредников — для проверки существуют специальные сервисы;
  • чтобы управлять онлайн-магазином, не нужен опыт в реальной торговле – такой вариант отлично подойдет новичкам.

Однако даже самый прибыльный на первый взгляд проект нужно обязательно проверить перед покупкой. Начните с общения с продавцом – крайне желательно обсуждать сделку непосредственно с владельцем бизнеса, а не его агентами.

Проверка домена и сайта

На сервисах, где совершаются сделки по покупке и продаже готовых бизнес-проектов, полно мошенников, которые создают привлекательные и правдоподобные «макеты» сайтов на продажу. Чтобы не стать жертвой таких махинаций и не потерять деньги (зачастую аферисты просят перевести аванс, после чего связь обрывается), иногда достаточно просто проверить домен.

Важно. Возраст домена тоже имеет значение в продвижении сайта – любая поисковая система ставит в приоритет страницы, которые старше (при прочих равных).

Необходимо, чтобы заявленный возраст сайта (можно посмотреть внизу страницы) соответствовал реальному возрасту домена. Зайдите на главную сайта и скопируйте ссылку в адресной строке сверху. Далее попробуйте воспользоваться специальными сервисами для проверки – SiteSpy, SeoLik, SerpStat и т.д. – введите ссылку в специальное поле и ждите результата.

Самостоятельный анализ сайта

В сети полно информации о любом сайте – требуется только хорошенько поискать. Для начала убедитесь, что инфополе вокруг вашей будущей покупки положительное. Здесь важны два фактора – общественное мнение и «мнение» поисковых систем.

Первое можно проверить с помощью мониторинга отзывов – ищите их не на самом сайте, где они могут быть поддельными, а на сторонних сервисах для отзывов (IRecommend и прочих). Релевантность с точки зрения поисковика тоже просто проверить – наберите в адресной строке название сайта и посмотрите, сколько результатов поиска будет в итоге.

Важно. Если результатов поиска мало или они находятся далеко внизу, причиной этого может быть низкая уникальность контента – алгоритмы поисковиков игнорируют такие страницы. Это не всегда значит, что сайт мошеннический, но покупать низкорелевантный сайт (то есть не соответствующий нуждам покупателя), требующий работы под наполнением — так себе бизнес-идея.

В качестве дополнительных мер можно проверить тексты и изображения, представленные на сайте, на уникальность. Если тексты можно «прогнать» через антиплагиат, то анализом изображений придется заниматься долго – беритесь за это только в том случае, если контент изображений критически важен для сайта.

В конце концов вы всегда можете прибегнуть к практике «контрольной закупки». Совершите в магазине несколько заказов, не выдавая себя, и проанализируйте следующее:

  • работу персонала и системы-автоответчика;
  • скорость работы сайта (минимальное время от заказа до отправки товара на почту);
  • соответствие реальных позиций магазина каталогу на сайте.

Использование аналитических систем

Если сайт прошел базовую поверхностную проверку, стоит потратить время на следующий этап – исследование с помощью аналитических систем. У каждого поисковика есть собственные алгоритмы для проверки сайтов, но так как для русскоязычной аудитории наиболее актуален Яндекс-поиск, возьмем в качестве примера его инструмент.

Проверка сайта с помощью Яндекс.Метрика

С помощью этого простого в использовании инструмента можно получить о сайте много информации, которая не лежит на поверхности. Изучение этих внутренних факторов поможет узнать больше о релевантности проекта.

Что можно узнать:

  1. Источники трафика – откуда приходят пользователи и как часто, какие источники показывают наилучший результат (полезно для формирования образа аудитории, а также целесообразности рекламы).
  2. Популярность сайта в поисковых системах – эта информация может быть важной при планировании рекламной кампании (контекстной рекламы, уведомлений и прочего).
  3. Переходы с других сайтов – количество и частота. Также параметр для рекламных целей – можно отследить, какой тип аудитории предпочитает заходить на сайт и где она находится.
  4. Конверсионные данные. Конверсией называют соотношение между уникальными посетителями и теми, кто совершил на сайте какое-либо выгодное для владельца действие (сделал покупку, отметил товар как желаемый, оставил отзыв). Чем выше процент по конверсии, тем лучше.

Также из данных Яндекс.Метрики можно выделить поведенческие паттерны (шаблоны) посетителей – например, основной и средний возраст аудитории, среднее время нахождения на сайте, частоту покупок, просмотры по тем или иным позициям.

Яндекс.Вебмастер

Этот продукт от Яндекса — больше инструмент технического анализа сайта, чем «помощник» маркетолога. Его использование крайне рекомендуется совместно с Яндекс.Метрикой, а не вместо нее – сервисы выполняют разные задачи и только вместе могут дать объективный результат.

Что можно узнать и проверить с помощью Вебмастера:

  1. Данные по диагностике. Вебмастер регулярно проверяет сайт, чтобы обновлять информацию об индексации и прочих важных событиях. Во время анализа сервис выдает данные по запросам посетителей.
  2. Безопасность. Использование Яндекс.Вебмастер – самый быстрый способ узнать, что сайт теперь небезопасен для пользователя.
  3. Наличие ошибок, препятствующих индексации. Вебмастер может не только показать, что индексация поисковика внезапно снизилась, но и выделить причину.

Вебмастер необходим для глубокой проверки сайта – без него не получится составить полную картину работы магазина, что очень важно перед покупкой.

Информация о внешних ссылках

Внешние ссылки играют важную роль в продвижении магазина – если их много, значит система рекламы достаточно широка, что выгодно для покупателя. Осталось только выяснить, насколько она эффективна и не прикручена ли «для галочки».

Вебмастер позволяет подробно изучить статистику поисковых запросов. Это не только количество и региональные данные, можно узнать и другие полезные сведения:

  • процент переходов (какая внешняя ссылка более эффективна);
  • как часто и в какое время пользователи переходят по ссылке (связан ли подъем трафика с мотивирующим фактором в виде акции, распродажи, сезонного события);
  • рекомендации по запросам – Вебмастер подскажет, какие поисковые запросы более релевантны у конкурентов, после чего их можно будет использовать в текстовом наполнении сайта.

Также можно получить информацию по внутренним ссылкам магазина (как часто по ним переходят), чтобы оптимизировать их расположение и подачу.

Оффлайн-аудит

Не забывайте, что любая организация, занимающаяся продажами в сети законно, числится налогоплательщиком. Ни одна серьезная сделка невозможна без учета оформления магазина оффлайн, поэтому не помешает проверить магазин лично.

Важно. На этом этапе необходимо лично ознакомиться не только с владельцем магазина (продавцом), но также и с персоналом, если работа над поддержкой сайта не отдана на аутсорсинг. Знакомство будет иметь двусторонние положительные последствия – будущий владелец будет лучше понимать, с чем ему предстоит работать, а персонал подготовится к переменам.

Аудит предприятия

Аудит проводится независимыми экспертами, услуги которых легко купить в любой юридической конторе по финансовым вопросам. Если говорить проще, специалисты по аудиту занимаются глубоким и профессиональным поиском информации, которая недоступна лично покупателю (или тяжела для усвоения), не обладающему соответствующей квалификацией.

Цели аудита:

  1. Сравнение реальных данных по состоянию предприятия и заявленных продавцом.
  2. Проверка юридического оформления организации (ИП или ООО), которая владеет магазином – в частности поиск задолженностей, наличия в черных списках, банкротства и других знаковых событиях, необходимых для формирования корректного образа магазина.
  3. Сбор статистики и информации по бизнес-процессам на текущий момент, а также более старые данные.

Если покупка серьезная, для проверки контрагента лучше нанять профессионалов, а не пытаться заниматься этим самостоятельно. Услуги конторы по аудиту стоят значительно меньше, чем убытки от бизнеса, который не был вовремя проверен.

Где искать объявления о продаже

Интернет-магазин – не совсем обычный товар и на простых площадках по купле-продаже такое предложение не встретить. К счастью, есть узкоспециализированные сервисы, где продаются готовые к работе проекты. Работают такие площадки по принципу сервисов для продажи готовых оффлайн-бизнесов.

Примеры площадок:

  • BeBoss (БИБОСС);
  • ProdazhaFirm;
  • Авито и прочие маркетплейсы с участием пользователей.

Если предложение крупное – например, вы собрались купить крупный интернет-магазин гаджетов, действующий на рынке около 5 лет и имеющий приличный оборот, то на обычной площадке встретиться с владельцем не выйдет, процесс покупки будет аналогичным процессу приобретения обычного бизнеса.

В Рунете действует не менее десятка площадок, с которыми выбор бизнеса для приобретения станет гораздо шире. Площадки предлагают не только сортировку по региону, виду деятельности и стоимости – в большинстве мест можно настроить более широкий поиск, отсеивая предложения по прибыльности, обороту, организации бизнеса.

Как проходит сделка

Почти так же, как и покупка «реального» бизнеса. После того, как вы нашли продавца и связались с ним (чаще с его агентом, отвечающим за продажу), начинают процесс переговоров.

Важно. Некоторые маркетплейсы, специализирующиеся на продаже бизнес-проектов, предлагают инструментарий для первичной договоренности – например, возможность оставить отклик на заявку.

Для начала выясняются самые важные вопросы, не требующие долгого обсуждения – несколько таких обязательно найдутся во время просмотра объявления. Остальные вопросы, контрпредложения и прочие тонкости оставляют на переговоры – в режиме личной встречи, если это возможно, или онлайн, по телефону в качестве альтернативы.

Этапы сделки:

  1. Переговоры. Стороны еще раз обсуждают все аспекты будущей сделки, прогнозируют расходы на ее оформление, составляют договор.
  2. Аудит со стороны покупателя (может быть и до переговоров). Покупатель заказывает услуги конторы по аудиту, чтобы исключить возможность мошенничества.
  3. Официальный процесс передачи бизнеса – решение формальностей с налоговыми органами, реформация ИП или ООО (с предшествующей ликвидацией) – большая часть работы на этом этапе лежит на продавце.
  4. Оплата и последующее окончательное заверение документов, подтверждающих передачу интернет-магазина новому владельцу.

В договоре прописываются все гарантии и условия, на которых магазин приобретается – крайне желательно составлять его под наблюдением юриста, особенно если у покупателя нет опыта приобретения активных бизнес-проектов.

Как заработать на доходных сайтах

Заработать можно не только на покупке интернет-магазина. Даже если сайт не заточен под прямые продажи, он может приносить доход своему владельцу, например, за счет рекламы от Яндекс и Google, а также за счет продажи партнерских продуктов. Сайты с хорошей посещаемостью из ТОПа поисковых запросов могут приносить чистый пассивный доход в десятки и даже сотни тысяч рублей. Доход можно назвать пассивным, поскольку он не требует участия владельца сайта: заниматься написанием статей будут копирайтеры, а технической поддержкой — отдельный специалист.

Создать такой сайт можно с нуля своими силами, но это требует времени и значительных усилий на наполнение сайта, раскрутку и продвижение. А можно купить готовый доходный сайт. Если вам интересна эта ниша, приходите на бесплатный интенсив «Доходные сайты»и узнайте все секреты заработка на сайтах.

Также вы можете получить записи мастер-класса «Доходные сайты. Первый шаг» по льготной цене, чтобы за 30 дней создать денежный поток от 36 до 100% годовых в валюте.

Заключение

Покупка интернет-магазина мало чем отличается от покупки «реального» бизнеса – при этом онлайн-проект можно проверить на прибыльность и эффективность в Сети, получив более точные данные, чем обычно готов предоставить продавец. Принципы покупки остаются теми же – внимательность, проверка на востребованность и качественное юридическое оформление.

Александр Бережнов

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта "ХитёрБобёр.ru" (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа "Машук-2011”.

Читайте также

Добавить комментарий

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector