Нужна ли лицензия на бухгалтерию

Напрямую, для работы бухгалтеров и соответствующих фирм лицензии не нужны. Но если при оказании услуг отчетность подписывает и направляет сам бухгалтер, он обязан получить разрешение от ФСБ.

Напрямую, для работы бухгалтеров и соответствующих фирм лицензии не нужны. Специалистам нужно лишь соответствовать ряду требований по образованию и опыту работы. Но если при оказании услуг отчетность подписывает и направляет сам бухгалтер, он обязан получить разрешение от ФСБ. Это необходимо, поскольку деятельность ведется с использованием средств шифрования.

Когда и какая лицензия нужна бухгалтерским фирмам

Все виды работы и услуг, на которые нужно получать лицензии, перечислены в законах. Бухгалтерской деятельности там нет. Поэтому, по умолчанию, ее можно вести без специальных разрешений и допусков. Но в июне 2022 года ФСБ издала письмо № С-2133. Там разъяснено следующее:

  • услуги бухгалтеров, которые подписывают и направляют отчетность в интересах третьих лиц, относится к сфере криптографии и шифрования;
  • на указанную деятельность нужна лицензия от Федеральной службы безопасности;
  • разрешение может получить только юридическое лицо (бухгалтерская фирма) или предприниматель (частный специалист);
  • при лицензировании необходимо подтверждать общее соответствие по нормам криптографической защиты и безопасности.

Уже после издания письма ведомство неоднократно штрафовало компании и ИП за отсутствие лицензии. Суммы взыскания пока не очень большие. Но нужно понимать, что при повторных и систематических нарушениях штрафы вырастут, а компанию, ее руководителя или специалистов могут дисквалифицировать.

Лицензирование не нужно штатным бухгалтерам, а также специалистам, которые только оформляют отчетность без подписания. В данных случаях итоговое действие (направление отчетом) выполняет сам налогоплательщик. Бухгалтеры, работающие на самозанятости, изначально не могут получить лицензию.

Как обойти требование о лицензировании

Получение лицензии ФСБ на криптографию идет достаточно долго. Кроме того, придется нести большие расходы (на экспертизы, на приобретение сертифицированных устройств и программ, и т.д.). Проверки со стороны ведомства могут завершиться отказом, а заявитель потеряет деньги. Поэтому компания, которая планирует оказывать такие услуги, может:

  • заниматься только подготовкой отчетности, передавать ее клиенту для подписания и направления в ФНС;
  • получать удаленный доступ к системе ЭДО клиента, откуда отчеты будут направлены от его имени.

Нередко используется вариант с передачей ключа и сертификата электронной подписи клиента стороннему бухгалтеру. Это рискованно и может повлечь ответственность. Передавать ЭЦП другим лицам нельзя. Хотя такой факт выявить крайне сложно, лучше исключить любые риски в работе.

Сейчас на рынке не очень много бухгалтерских компаний, имеющих лицензию ФСБ. Большинство организаций перешли на работу без подписания отчетов своей ЭЦП, либо не афишируют деятельность. Открывать новую компанию для оказания данных услуг не всегда разумно. Лучше изучить каталог бухгалтерских фирм по ссылке и подобрать вариант под интересующие требования. По мере необходимости, уже после купли-продажи можно пройти лицензирование по линии ФСБ.

Автор статьи: sites

Читайте также

Добавить комментарий

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Яндекс.Метрика Adblock
detector