Бернар Арно — король роскоши, гламура и блеска
Буквально на днях акции холдинга LVMH подорожали на 43%, благодаря чему 70-летний Бернар Арно увеличил свой капитал на 32 млрд долларов и стал владельцем активов на сумму 100,1 млрд USD. Таким образом, собственник LVMH — гигантской империи роскоши — занял 3-е место в рейтинге Forbes после Джеффа Безоса (157 млрд) и Билла Гейтса (102,9 млрд).
Причины известности Бернара Арно
В деловых кругах господина Арно из-за его деловой хватки и жёстких правил ведения бизнеса в утончённом мире роскоши прозвали волком в кашемире. Инженер-строитель по образованию объединил под эгидой Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH) более 70 брендов — от люксового Louis Vuitton и миллезимного шампанского Dom Perignon до разветвлённой парфюмерной сети Sephora и сверхточных швейцарских часов TAG Heuer.
Восхождение к богатству и успеху Бернар начал в 1980, когда вдвоём с партнёром выкупил почти обанкротившуюся текстильную фабрику Boussac, в активах которой находился модный и прославленный Christian Dior.
Природное чутьё помогло Арно разглядеть в молодом Джоне Гальяно будущего короля китча и авангарда, который, заменив Джанфранко Ферре, вернул былую славу Christian Dior.
После головокружительного успеха с Dior молодой Арно принялся скупать все именитые марки, в том числе акции коньячного дома Hennessy и французской ТМ Louis Vuitton. В 1987 эти старейшие бренды объединились и образовали мощную группу на рынке роскоши — LVMH. Её-то и возглавил в 1989 основной держатель акций Бернар Арно.
С тех пор LVMH совершила множество успешных сделок для укрупнения капитала методом слияния либо выкупа компаний, среди которых была итальянская Bulgari, обменявшая за 3,75 млрд EUR 50,4% своих ценных бумаг на 3% акций LVMH.
На сегодняшний день LVMH является крупнейшим поставщиком предметов роскоши и владельцем элитной коммерческой недвижимости по всему миру. Семья Арно имеет 47,4% акций, а капитализация холдинга в 2018 составила 144 млрд USD. В конгломерат входят такие марки и производители элитной продукции, как:
- европейский поставщик мужской одежды, обуви и аксессуаров из натуральной кожи Berluti; парфюмерный дом Parfums Christian Dior;
40-летний Антуан Арно руководит компанией люксовой мужской обуви Berluti (1350 евро за кроссовки) и кашемировым брендом Loro Piana (1800 евро за шейный платок) - люксовая ТМ Louis Vuitton Malletier;
43-летняя Дельфина Арно занимает должность вице-президента Louis Vuitton - винодельческий дом региона Шампань — Ruinart;
- сеть магазинов Le Bon Marché, Sephora, Samaritaine, Cruise Line Holdings Co и т. д.;
Sephora является частью известной транснациональной компании LVMH, а это значит, что при создании продукции под маркой Sephora используются только лучшие ингредиенты и проверенные поставщики - знаменитые Parfums Givenchy и Kenzo;
- французский модный дом Céline и ТМ Marc Jacobs International LLC;
- швейцарские часовые бренды Zenith International SA и TAG Heuer SA;
23-летний Фредерик Арно курирует в холдинге отца швейцарские часовые компании Tag Heuer и Zenith International - итальянский бренд кожаной и меховой одежды Fendi SRL;
- производители эксклюзивного шампанского Champagne Moët & Chandon и Dom Pérignon, а также шотландского виски Ardbeg и коньяка Jas Hennessy & Co;
Считается, что регулярная линейка виски Ardbeg — самая торфяная в индустрии — среднее содержание фенольных веществ составляет около 55 ppm - немецкая компания по выпуску электронной техники Loewe;
Немецкая компания Loewe AG известна во всём мире как производитель продукции премиум-класса, в том числе элитных телевизоров, основной офис находится в Кронахе (Kronach), Германия - медиагруппа Les Echos и многие другие компании, которые принесли богатство и мировую славу Бернару Арно.
Видео: Бернар Арно, видеоистория успеха
Жизненный путь короля гламура
Третий по состоянию богатейший человек планеты не слишком разговорчив. Он знает, что молчание — золото, особенно в бизнесе, чтобы о твоих планах не узнали конкуренты. Такое жизненное кредо, а также расчётливость, желание познавать новое и применять в своём бизнесе легли в основу успеха миллиардера.
Родился Бернар Арно 05 марта 1949 года в старинном центре фландрского ткачества — городке Рубе (округ Лилль), расположенном на севере Франции недалеко от бельгийской границы. И это неудивительно. Франция была, есть и остаётся главным вдохновителем мировой моды, поэтому где, как не здесь, должен был родиться будущий продавец роскоши и владелец многих прославленных брендов.
Его семья на тот момент владела небольшой, но прибыльной строительной фирмой Ferret-Savinel, и Бернара с детства готовили к преемству в семейном бизнесе. Мать мальчика была талантливой пианисткой. Юный Арно мог бы пойти по её стопам и стать музыкантом. Но небеса рассудили иначе, хотя свою вторую жену Элен Мерсье он покорил, виртуозно сыграв двенадцатый этюд Шопена.
В 1971 году после окончания Политехнической школы с инженерной степенью Бернар начал трудовую деятельность на руководящей должности в компании отца. Деловая хватка Арно проявилась быстро. Он принимал грамотные решения, не боялся кардинальных изменений, был скуп на слова, но буквально фонтанировал идеями, благодаря чему в 1976 семейный бизнес полностью перешёл под его личный контроль.
Следующие пять лет ознаменовались для Ferret-Savinel небывалым подъёмом. Компания завоевала авторитет на строительном рынке, оставив конкурентов далеко позади. В это время Бернар Арно заработал свой первый миллион, решив не останавливаться на достигнутом.
Однако далекоидущим планам молодого предпринимателя помешала большая политика. Франсуа Олланд ввёл 75% налог на всех, у кого годовой доход превышал 1 млн евро, и Франция стала непривлекательной для развития бизнеса. Тогда Бернар принял единственно верное в сложившихся обстоятельствах, но рискованное решение. Он продал семейный бизнес Ротшильдам и переехал во Флориду (США).
В Америке Бернар пошёл по проторенной дороге и открыл собственную строительную компанию. Спрос на строительство жилых комплексов в Штатах тогда был необычайно велик, что помогла Арно за 4 года заработать 20 млн USD. Попутно он изучал тонкости ведения бизнеса, особенности процедур слияния и поглощения компаний.
Но французская душа звала миллионера домой, и после смены власти Арно вернулся во Францию.
Начало создания империи роскоши
Оказавшись на родине с багажом знаний и немалым состоянием, Бернар решил вложить деньги в недавно обанкротившуюся корпорацию Boussac, которой де-факто управляло правительство. Его привлёк модный дом Christian Dior, входивший в текстильный холдинг. Государство активно искало нового хозяина осиротевшей компании, и предложение бизнесмена пришлось как нельзя кстати.
В активе Бернара на тот момент было 15 миллионов USD, на которые он стал приобретать акции Boussac. Первая жена бизнесмена — Анна Деваврен — приходилась кузиной бывшим владельцам. Воспользовавшись этим, Бернар недорого по-родственному скупил сохранившиеся у них акции и с помощью друга и партнёра Антуана Бернхайма выкупил основной пакет у правительства.
Сделка обошлась в 95 млн USD и обещанием сохранить традиции проданного бизнеса, что не заставило новых владельцев отказаться от реконструкции погибающей компании. Они продали все предприятия, входящие в Boussac, кроме Christian Dior, а на вырученные 400 миллионов стремительно приобрели новые бренды, исповедующие идею роскоши и шика.
Воплощение мечты
Действуя по американской модели, основанной на быстроте и жёстком захвате, Бернар заменил главного дизайнера дома Dior Джанфранко Ферре ультрасовременным модельером Джоном Гальяно, чем возмутил модный Олимп. Но креативный дизайнер не только не погубил бренд, а вдохнул в него новую жизнь. Буквально через год прибыль модного дома выросла во много раз.
Вскоре в руки Арно попалась компания Louis Vuitton Moët Hennessy, которая и стала основой будущей империи. Она тоже не избежала апгрейда. После приобретения 43% акций Бернар сменил ведущих менеджеров. Бернар пригласил в компанию Марка Джейкобса, который возглавил линию готовой одежды, и японского художника Такаши Муроками, перекрасившего в яркие цвета скучный логотип и создавшего коллекцию сумочек, имевшую бешеный успех.
А Ив Карсель (одарённый управленец и будущий глава Louis Vuitton) разработал прогрессивную методику продвижения LVMH через открытие фирменных магазинов в крупных городах мира, что вполне соответствовало тогдашней эпохе, когда роскошь вошла в моду.
Видео: 15 минут с Louis Vuitton
Технология поглощения — частичный или полный выкуп предприятий — неспроста считается высшим пилотажем ведения бизнеса. Это невероятное сочетание многогранности, виртуозности, лёгкости, непредсказуемости и скорости принятия решений, чем сполна был наделён Арно.
Он своевременно и правильно рассудил, что управление одной структурой обходится гораздо дороже, чем концентрация отдельных компаний под единым руководством, поэтому продолжал скупать элитные бренды и вводить их в состав LVMH.
Так в империю вошли Céline и Givenchy, гиганты по производству часов — TAG Heuer SA и Zenith International SA, Chateau d’Yquem — легендарное винодельческое хозяйство с многовековой историей, Kenzo и прочие. В наши дни империя Арно насчитывает более 70 компаний с громкими именами.
Скандалы и неудачи
Но американская напористость иногда давала сбои, как это случилось с Gucci. Итальянский производитель элитной одежды в середине 80-х оказался на грани упадка. Бернар решил приобрести компанию, но его не устроила запрошенная цена. Поторговавшись и не придя к соглашению, Арно пошёл ва-банк и подал судебный иск на недобросовестное управление компанией. В ответ владельцы Gucci выпустили дополнительные акции на 20 миллионов, что «разводнило» капитал и вдвое обесценило долю Бернара, а затем продали 40% давнему конкуренту Арно — Франсуа Пино.
Вторым проколом бизнесмена стала попытка создать собственный лейбл Christian Lacroix, нацеленный на выпуск моделей от кутюр. Но эта идея оказалась провальной, и в 2005 году Арно продал компанию, которая через пару лет всё-таки разорилась, что навсегда отбило у магната охоту лично создавать бренды с нуля.
Как живёт бизнесмен сегодня
Нынешняя жизнь магната навевает тоску даже на самых прожжённых папарацци. Он не заводит никаких романов, не напивается виски и не буянит, не выносит публичных выступлений и крайне редко даёт интервью. Бернар говорит мало, зато много думает, что и позволило ему достичь небывалых высот.
У него пятеро детей, четверо из которых уже взрослые. Тем не менее Арно не собирается отходить от дел и надеется руководить LVMH ещё лет 20.
В свободное время он общается с давним другом Антуаном Бернхаймом и приятелем Клодом Бебеаром, играет в теннис, занимается верховой ездой. Любит посидеть часок за роялем, увлекается живописью, что немудрено, так как в его роду были портретисты эпохи Возрождения, коллекционирует предметы искусства и занимается благотворительностью. Он спонсор художественных галерей, выставок и аукционов.
Именно через его аукционный дом Philips был продан «Чёрный квадрат» Малевича за 15 млн долларов, часть из которых пошла на поддержку талантливых инвалидов из Академии искусств.
Арно не страшат неудачи. Недавно прогорела одна из его фирм по продаже спорттоваров через интернет, но, несмотря на это, Арно увеличивает финансирование холдинга Europatweb, куда входят около 60 компаний с интернет-маркетингом.
Он пережил последствия терактов, периоды экономической рецессии, мировую паранойю из-за птичьего гриппа. Закалился в корпоративных битвах и создал команду креативно мыслящих менеджеров, заглядывающих далеко вперёд.
Видео: Louis Vuitton, московская выставка 2019
Литература и фильмотека о Bernard Arnault
Хотя Арно владеет крупной радиостанцией, несколькими СМИ и 10% телеканала TF1, однако литературы и фильмов о выдающемся бизнесмене на удивление мало. Видимо, сказывается его непубличность.
Из книг, пожалуй, заслуживают внимания «Арно Бернар — владелец Louis Vuitton Moët Hennessy» авторства Ю. Петровой и Е. Спиридоновой, а также сборник его цитат и высказываний. Сам же Арно при случае перечитывает «Мысли» Блеза Паскаля. Из фильмов интересна документальная лента «Диор и я» и запись его концерта классической музыки в Москве (2017), где дирижировал маэстро Спиваков и на который съехался весь французский и отечественный бомонд.
Видео: Бернар Арно и Владимир Спиваков
Помимо управленческой хватки господина Арно, успех жемчужины империи Louis Vuitton Moët Hennessy кроется в способности команды обращать всеобщее внимание на тот либо иной бренд, делать его узнаваемым. Для этого в ход идут разные приёмы, например, использование символов Франции в аксессуарах или исторических экскурсов для продвижения элитного шампанского. Все они являются неотъемлемой частью стратегии LVMH, которая сделала Бернара Арно самым богатым в Европе и одним из богатейших в мире.