Тот самый Чичваркин: история успеха
Салоны сотовой связи «Евросеть» знакомы каждому, а вот имя одного из основателей одноимённой российской компании знают немногие. Знакомьтесь — Евгений Чичваркин — успешный предприниматель, политик, эмигрант и миллионер, опередивший в рейтинге российских бизнес-лидеров Михаила Прохорова и Романа Абрамовича.
Человек, сделавший себя сам
В эпоху высокоскоростных технологий трудно даже представить повседневную жизнь без мобильных телефонов. Пункты продаж этих девайсов встречаются так же часто, как банки, парикмахерские, магазины, spa-центры, аптеки или заправки. А началось всё с одного магазинчика на Ленинском проспекте в Москве, открытого в 1997 молодыми предпринимателями — Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым.
Ассортимент первого салона насчитывал несколько моделей сотовых телефонов, но это не смущало начинающих бизнесменов. Они настойчиво подчёркивали эпатажный имидж своего детища, используя рекламные слоганы часто на грани фола («Евросеть — цены просто ох…еть!») и проводя скандальные рекламные акции — «Разденься за телефон», «Эротическая фотография» и прочие в таком же неординарном стиле.
Как ни странно, но это принесло отличные плоды. «Евросеть» стала быстро развиваться. В 2001 Евгений стал управляющим уже довольно большой сети, а в 2002 — занял должность директора компании, которая к тому моменту лидировала в России по продажам мобильных телефонов и аксессуаров для них.
Возглавив «Евросеть», Евгений развернул соревнование между сотрудниками, подбадривая их «письмами счастья» собственного сочинения типа — «Не можешь въ…бывать — лучше у…бывай», «Клиент должен быть обласкан и обобран», что действовало просто убойно. Призом была зарплата в 25 раз больше, чем у прочих сотрудников. Благодаря таким приёмам «Евросеть» быстро превратилась в гиганта мобильной индустрии с ежегодным оборотом 4,62 млрд USD.
Друзья планировали открыть собственный «Ебанк», но судьба внесла свои коррективы. Спасая «Евросеть» от рейдерского захвата, где присутствовали все методы из сериала «Бандитский Петербург» — слежка, прослушка, подвешивание гранат к дверям, избиение на улице, арест начальника службы безопасности — Артемьев и Чичваркин продали прибыльную компанию за 400 млн USD и эмигрировали в Великобританию.
Удивительно, но экспансивному молодому бизнесмену удалось поставить на место зарвавшихся силовиков из управления «К» МВД, десятилетиями «доивших» предпринимателей. Двух генералов отправили на пенсию, следователя посадили, пусть даже на чисто символический срок, исполнителей низшего звена уволили из органов, а незаконно удерживаемые под стражей топ-менеджеры компании отсудили у государства крупные компенсации. Естественно, что такое Евгению простить не могли.
В начале 2010 его 60-летнюю мать нашли мёртвой. Евгений Александрович считает, что это убийство, и он знает, кто и зачем это сделал. Евгений уверен, что когда-то преступление будет предано огласке, но пока возвращаться в Россию не планирует.
Господин Чичваркин не занимает рейтинговые позиции в журнале Forbes и, по его признанию, не является миллионером. Он не афиширует свои доходы, хотя о нём говорят как о безумно богатом человеке.
Тернистый путь к миллионам
Многие финансово успешные люди начинали проявлять интерес к деньгам с самого детства. Не минула сия участь и Евгения. Хотя, казалось бы, в этом не было никакой необходимости, поскольку родился малыш в обеспеченной семье, принадлежавшей к сливкам общества. Женя появился на свет 10 сентября 1974 года в Ленинграде, но сразу же был перевезён в Москву, оттого с улыбкой называет себя «полумосквичём — полуленинградцем».
Его родители были далеки от коммерции — мать работала в экономическом отделе Минвнешторга, а отец — гражданским лётчиком. Взросление мальчика пришлось на сумбурные перестроечные времена. Чтобы не остаться за бортом жизни, довелось на ходу перестраивать мышление и приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Азы предпринимательства Евгений получил в старших классах — покупал сигареты и продавал своим одноклассникам с небольшой наценкой. Потом были заколки для волос, лаки для ногтей, грампластинки, перепродажа вещей через комиссионные магазины и подработка на рынке.
Здесь молодой человек проявил чудеса изобретательности. Он не стеснялся для привлечения покупателей натянуть на свой мощный торс женское платье, несмотря на то, что был в то время студентом престижного вуза (Государственной академии управления), а позже аспирантом. Предлагал товар отглаженный и красиво упакованный. Поэтому продать мог всё, даже залежавшийся неликвид.
Видео: Евгений Чичваркин — как заработать первые деньги
О перестроечных временах господин Чичваркин вспоминает как об эпохе, когда деньги попросту валялись под ногами. Любой мог поднять их, если не тупил и не ленился, что будущий миллионер доказал личным примером. Его день начинался в 5 утра. Наскоро перекусив, он с полными баулами ехал в Лужники, где буквально в течение часа продавал весь свой товар и бежал на занятия. После пар Евгений на метро ездил по стихийным рынкам, чтобы как можно дешевле купить товар на следующий день. Дома приводил купленные вещи в порядок, а уж потом приступал к выполнению домашних заданий. Так повторялось изо дня в день.
Начало мобильного бизнеса
Позже предприимчивый молодой человек свёл знакомство с челноками, закупал у них мелким оптом импортные вещи, часть из которых продавал на рынке самостоятельно, а часть сбывал перекупщикам. Неизвестно сколько бы это продолжалось, но опять вмешался случай.
После академии Евгений женился и уехал с молодой женой в свадебное путешествие, а по возвращении узнал, точка в Лужниках занята. Пока Чичваркин подыскивал новое торговое место, его пригласил на работу друг детства Тимур Артемьев, который занимался мобильными телефонами. Евгений устроился продавцом в магазин «Медиком», открытый Тимуром в долях с Алексеем Белоглазовым.
Вскоре взгляды Артемьева на ведение бизнеса разошлись с мнением партнёра, но зато полностью совпали с точкой зрения Чичваркина, и друзья решили начать совместный бизнес. Они зарегистрировали компанию «Евросеть», арендовали небольшой офис на Тверской, который одновременно стал и точкой продаж. Давали объявления в газеты, раздавали прохожим, развешивали на подъездах и вкладывали в почтовые ящики смешные рекламные листовки. То есть использовали все маркетинговые приёмы, не гнушаясь ничем.
И лишь когда пошли более-менее серьёзные деньги, открыли первую секцию в магазине «Электроника» на Ленинском проспекте. Через месяц — вторую, затем третью, четвёртую и т. д. Зарегистрированная друзьями компания постепенно превратилась в целую сеть магазинов.
Рост личного состояния совладельца «Евросети» и последующий скандал
Чичваркин и Артемьев не были единственными в мобильном бизнесе. В то время торговые точки, реализующие мобильные телефоны, росли как грибы после дождя. Но друзьям удалось оставить конкурентов далеко позади. Причиной, по воспоминаниям Евгения, было то, что основной упор они сделали на продажу всевозможных мобильных аксессуаров. А так как они ещё были в диковинку, то люди охотно покупали, к примеру, телефонные чехлы за 50 $, что лично для Чичваркина стало культурным шоком. К тому же «Евросеть» работала напрямую с именитыми производителями мобильной техники. Это давало возможность максимально снизить цены и увеличить объём продаж. Партнёрами компании в тот период были:
- японская Sony Ericsson Mobile,
- южнокорейская Samsung Group,
- корпорация Philips,
- «Моторола»,
- LG Group,
- Pantech Curitel,
- Nokia Corporation,
- французская фирма Sagem и прочие.
Бизнес-предпринимателей разрастался. Рекордным стал 2006 год, в течение которого было открыто 1976 салонов на территории России и за её пределами. Рекламная концепция компании строилась на провокационной креативности, отчего у блюстителей закона прямо-таки сводило челюсти. Впрочем, штрафы за нецензурную лексику в пару сотен тысяч рублей были сущими копейками для мобильного гиганта.
Особенно ребята оторвались на брендовых товарах. Но так как часть из них предназначалась сотрудникам компании, то это снимало многие рекламные ограничения.
Но не только мобильниками занималась «Евросеть». В компании можно было заказать турпутёвки, ж/д и авиабилеты, оплатить кредиты, штрафы, спутниковое ТВ. Благодаря такой многогранной деятельности доходы компании росли, а Чичваркин с партнёром заработали сотни миллионов. В планах талантливых ребят было создание гипермаркета по продаже мобильных телефонов и аксессуаров, а также собственного банка, чтобы торговать акциями компании на биржевом рынке.
В 2005 «Евросеть» за 1 млн USD купила сеть сотовой связи «Техмаркет», имеющую 157 магазинов в 12 городах России. Летом 2006 — сеть мобильных салонов «Ультра», а к концу 2006 — разветвлённую торговую сеть в Молдавии. Таким образом, вложенные в 1997 году Евгением и Тимуром 5 тысяч долларов для открытия первой секции, через 10 лет превратились в «Евросеть», насчитывающую 5 тысяч салонов сотовой связи и занимающую 40% российского мобильного рынка.
Интересно, что этот мобильный титан с оборотным капиталом в 4,62 миллиарда долларов процветал под «душевным» лозунгом — «Ни х… себе — всё людям!».
К сожалению, раскрученный бренд стал лакомым кусочком, на который зарились многие, вследствие чего золотые годы успешного российского ретейлера закончились. «Евросеть» обвинили в контрабанде и неуплате налогов. Прошли обыски. Часть мобильников была изъята в торговых точках и на складах предприятия, что было незаконно и трактовалось в деловых кругах как давление на владельцев компании из-за давнего конфликта с МВД.
Позже Чичваркину инкриминировали похищение бывшего сотрудника «Евросети», уличённого службой безопасности в воровстве. Евгений и Тимур здраво рассудили, что лучше быть как Роман Абрамович, нежели как Михаил Ходорковский. Поэтому в 2008 году компаньоны продали «Евросеть» всего лишь за 400 млн USD, хотя стоимость компании на тот момент превышала миллиард долларов.
Жизнь в эмиграции
В Туманном Альбиносе опальный бизнесмен не скучает. Всё с тем же Тимуром Артемьевым он открыл компанию Hedonism Drinks Ltd, вложив в стартап 10 млн евро на двоих. Винный магазинчик партнёров вблизи Гайд-парка в светском районе Мейфэр — Hedonism Wines — отличается уютным интерьером и большим количеством элитных вин.
Помимо магазина, господин Чичваркин владеет элитным рестораном Hide на Пикадилли, где средний чек на одного человека составит 90–120 евро.
Видео: в ресторане господина Чичваркина
Он развёлся с первой женой и женился во второй раз. Новую избранницу зовут Татьяна Фокина — директор винного магазина, принадлежащего Евгению.
Господин Чичваркин вполне доволен жизнью. Он проживает в комфортном поместье Barbins Grange (графство Суррей), которое обошлось беглому миллионеру в 11 миллионов фунтов стерлингов. Много времени уделяет детям от первого брака. Воспитывает общую с Татьяной дочь, крёстным отцом которой стал Ходорковский. Катается на коньках и лыжах, научился играть в поло и с удовольствием общается с гостями из России.
Интересные факты
Евгений Александрович пользуется мобильным телефоном Vertu с золотым корпусом, что вместе со стильными рваными джинсами и красными кедами составляет контраст. Но это привычный образ экстравагантного миллионера, его средство самопродвижения — выделяться, выделяться и ещё раз выделяться. Он признаётся, что наденет фрак и бабочку, как только бизнес-элита сменит костюмы на потёртые джинсы.
В своём блоге бизнесмен рассказал, как выехал из России с одним полиэтиленовым пакетом и вывез в нём бесценный багаж знаний, который помогает выживать в любой «токсичной» среде. Политика Чичваркина не очень привлекает. Тем не менее в 2011 он провёл в центре Лондона небольшую политическую акцию в поддержку ст. 31 Конституции РФ, а в 2016 присоединился к «Открытой России» М. Ходорковского, где отвечает за коммуникации с обществом.
За годы эмиграции Евгений осознал — можно прекрасно жить и развивать бизнес в стране с высокими налогами, если знать, что они уходят на рост благосостояния, а не кормят преступников. В 2017 в рейтинге богатейших людей Великобритании издание The Sunday Times поместило Евгения на 905 место, оценив годовой доход бизнесмена в 120 млн фунтов стерлингов.
Литература и фильмография
Чичваркин — либертарианец. Он выступает за свободную рыночную экономику и советует всем прочитать роман «Атлант расправил плечи» с сильной экономической, философской и социальной подоплёкой.
О самом бизнесмене выпущено немало поучительных и интересных книг:
- «Чичваркин и К. Лужники — Лондон или путь гениального торговца» (Р. Дорохов).
- «Чичваркин Е…гений. Если из 100 раз тебя посылают 99…» (М. Котин).
- «Суперфирма: краткий курс по раскрутке. От Тинькова до Чичваркина» (Р. Масленников).
Начинающим предпринимателям Евгений рекомендует следующие произведения:
- «Первоклассный сервис» (Дж. Шоул).
- «И ботаники делают бизнес» (М. Котин).
- «Теряя невинность: Как я построил бизнес, делая всё по-своему и получая удовольствие от жизни» (Р. Брэнсон).
Видео: как отдать «Евросеть» и всё начать заново
Кто-то считает Чичваркина клоуном, эксцентричным малым, чудаком. А для понимающих людей Евгений — талантливый бизнесмен, ломающий устоявшиеся стереотипы. Имеются в виду не только одежда в стиле «клошарделюкс» и шокирующая причёска, а нечто большее — творческий размах, креативность мышления, свободолюбие и гениальные идеи, которые приходят в голову этому харизматичному человеку, что, в принципе, и помогло ему построить прибыльный бизнес в России и за границей.