Главная Известные люди Генри Форд (Henry Ford)

История успеха Генри Форда

Чем знаменит Генри Форд. Биография. История успеха. Основные достижения в бизнесе и не только. Любопытные факты. Книги Форда и о нём.

Американский бизнесмен и изобретатель Генри Форд увековечил себя благодаря марке автомобилей, которую назвал своим именем. Основанное им в начале ХХ века предприятие «Форд Мотор Компани» существует и поныне и выпускает продукцию, которая известна и пользуется спросом во всём мире. «Форд» считается надёжным автомобилем и принадлежит к разряду продукции, оптимальной по соотношению цены и качества. А предприниматели всего мира используют методы, с помощью которых Форд управлял собственным бизнесом. Рассказываем, как Генри Форду удалось добиться успеха.

Генри Форд - история успеха

Чем знаменит Генри Форд

В публикациях о Генри Форде порой можно встретить упоминания, что он якобы изобрёл или впервые в истории применил конвейер. Это неверно. Конвейер был изобретён и применялся до него. Но именно Форд в 1913 году первым использовал конвейер для сборки автомобилей — технологически сложного устройства, которое в течение всего срока эксплуатации нуждается в постоянном обслуживании. И благодаря этому превратил автомобиль из эксклюзивного и дорогого товара ручной сборки в массовый продукт, приобретение которого стало под силу не только богачам, но и среднему классу.

Конвейер на заводе Форда в США в 1923 году
Благодаря внедрению конвейера на производстве Генри Форд сделал автомобили из эксклюзивного продукта массовым

А поскольку сегодня в США жизнь без собственных четырёх колёс немыслима, а автомобиль считается одним из символов страны, Генри Форда можно смело называть одним из создателей современного американского образа жизни, который, в свою очередь, тоже входит в набор символов современных США.

Мемуары Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» считаются отличным пособием по научной организации труда, которое и поныне не утратило актуальности. В этом качестве они применялись и в СССР, где в 1924 году были изданы в русской версии. Считается книга обязательной к прочтению и для бизнесменов — как начинающих, так и опытных. В ней Форд привёл не только свои размышления и факты биографии, но и кейсы из собственной практики, которые наглядно показывают роль в бизнесе таких вещей, как планирование, организация производства, управленческий учёт и других. Не все воззрения Форда на бизнес и организацию производства бесспорны, но внимания заслуживают однозначно.

Биография Генри Форда

Будущий автомобильный магнат родился 30 июля 1863 года в семье фермера — иммигранта из Ирландии, который жил с женой в окрестностях Дейтройта. Генри стал первым ребёнком в семье, всего же детей было семеро. У ирландцев многодетные семьи в почёте и поныне.

Отец будущего бизнесмена Уильям придерживался консервативных взглядов и прочил сыну роль такого же фермера, как и сам. Фермерский бизнес неплохо обеспечивал его многодетную семью, а старшему сыну тяжёлая работа на ферме бок о бок с родителями с раннего детства привила понимание — успех достигается только упорным трудом. Но к сельскому хозяйству душа юного Генри не лежала.

Знаковым событием для мальчишки стал день, когда отец подарил ему наручные часы. Генри первым делом их разобрал до последнего винтика — хотел понять, как они устроены.

Форд рядом с автомобилем собственного производства
Тяга к технике, которая проявилась ещё в раннем детстве, сделала Генри Форда успешным изобретателем и бизнесменом

Поскольку отец тягу старшего сына к технике считал блажью и всячески не одобрял, в 16 лет тот, не спрашивая разрешения родителей, ушел с родной фермы в Дейтройт. Там он устроился рабочим на завод по производству вагонов, а по ночам подрабатывал в мастерской по ремонту часов.

Через четыре года он вернулся домой и получил в пользование от отца, который надеялся, что сын наконец продолжит его дело, 40 акров (16,2 гектара) земли. Но надежды отца были напрасны. Сын тайком от него собирал в сарае свой первый автомобиль. А вскоре, уже вместе беременной женой, снова выдвинулся из родительского дома в Дейтройт.

В 1891 году Форд устроился инженером-механиком в «Осветительную компанию Эдиссона», где проработал восемь лет и дослужился до главного инженера. Одновременно он продолжал работу по созданию собственного автомобиля — в гараже, в свободное время и на свои деньги. Эти эксперименты увенчались успехом в 1893 году.

В 1899 году Форд основал первый бизнес — компанию «Детройт Моторс». Стартовый капитал фирмы составил 15 тысяч долларов США, немалая по тем времена сумма — хорошим заработком для рабочего считались 100 долларов в месяц. Среднемесячная зарплата рабочего на заводах Форда в будущем равнялась 130 долларам. Первый, как сказали бы сегодня, стартап Форд запускал отчасти на собственные сбережения, отчасти — на средства соучредителей, которые впечатлились его первым автомобилем. Однако уже в 1903 году Форду пришлось покинуть компанию. Камнем преткновения стало стремление Форда сделать автомобиль массовым продуктом для среднего класса — то самое, благодаря которому он вошёл в мировую историю. Но это случилось позже, а в начале ХХ века остальные соучредители «Дейтройт Моторс» предпочитали выпускать дорогие игрушки для богачей и не хотели ничего менять.

Чтобы достигнуть своей цели, Форду пришлось покинуть «Дейтройт Моторс» и основать собственный проект — «Форд Мотор Компани».

Первые восемь лет работы новой компании прошли под знаменем противостояния с автомобильным синдикатом. Инициатором судебного процесса против Форда был Дж. Б. Селден, который в 1879 году запатентовал проект автомобиля. Сам тот проект так и не был реализован, не Селден убедил ряд автопроизводителей купить у него лицензию на производство, объединиться в синдикат и давить конкурентов, в том числе и через суд. Судом фабриканты, входившие в синдикат, грозили не только самому Форду, но и покупателям его машин. Но Форд не сдавался сам и всячески поддерживал своих потребителей.

В 1909 году Селден выиграл суд против Форда. Но тот не опустил рук и добился своего — в 1911 году решение суда было пересмотрено. Форду удалось доказать, что его продукция производится по своей технологии и права Селдена не нарушены.

Одновременно Форд не прекращал работу и развитие предприятия. А с запуском конвейера и сходом с него первого автомобиля марки «Форд Т». Новый продукт стоил 800 долларов — на треть ниже порога, с которого стартовали цены на продукцию конкурентов, Форд вскоре стал практически моноплистом. На его долю приходилось более 50% автомобильного рынка США.

Один из первых автомобилей «Форд»
Ориентированная на массовый спрос модель «Форд Т» и усовершенствованная «Форд А», с которой Форд начал производство, быстро сделали его монополистом на автомобильном рынке США

«Форд Мотор Компани» Генри Форд лично руководил до конца 1930-х годов. Разногласия с партнёрами по бизнесу и профсоюзными лидерами, а Форд был противником создания профсоюзов на своих предприятиях, заставили его передать руководство компанией единственному сыну Эдселю (1983 — 1943). После смерти сына в 1943 году Форд снова вернулся в кресло руководителя компании, но уже в 1945 году окончательно отошёл от дел и передал руководство старшему внуку Генри Форду II.

Самого Генри Форда не стало 6 апреля 1947 года. Ушёл из жизни он у себя дома в городе Динборне, штат Мичиган, в возрасте 83 лет.

Форд производил не только автомобили. Во время Первой мировой войны его предприятия производили продукцию по оборонным заказам — противогазы, чехлы на двигатели для самолётов, лёгкие танки, подводные лодки.

А основой для первого трактора «Фордзон-Путиловец», с которого началось серийное производство такой техники в СССР, послужил трактор «Фордзон» производства империи Генри Форда. А сам Форд содействовал Горьковскому автозаводу и московскому заводу АМО, где его продукция адаптировалась и реконструировалась под советские реалии, в обучении персонала, который был задействован в производстве.

В 1920-е годы Форд увлёкся также авиацией. В 1925 году он создал собственную авиакомпанию «Форд Эрвэйс», а с 1923 субсидировал фирму Ульяма Стоута по производству самолётов, которую в 1925-м выкупил полностью. Самой успешной его продукцией в этой сфере считается пассажирский самолёт «Форд Тримотор», который в обиходе назывался «Жестяным гусем». Всего Форд выпустил 199 единиц этой модели. Последняя из них оставалась в эксплуатации до 1989 года.

Биография и история успеха Генри Форда (видео)

Экономические взгляды Генри Форда

В бизнесе Форд придерживался политики постоянного повышения качества жизни своих работников. За счёт части прибыли, которую направлял на развитие, он строил для своих рабочих жильё.

На своих предприятиях он первым в США увеличил минимальную зарплату до 5 долларов в день. Впервые в стране на его заводах появились такие блага для рабочих, как оплачиваемый отпуск, восьмичасовой рабочий день (стандартная продолжительность рабочего дня в США тех лет составляла девять часов) и рабочая неделя сперва с одним, а потом и двумя выходными. Первым Форд перешёл от двух рабочих смен к трём. Это позволило создать новые рабочие места и обеспечить непрерывный цикл производства.

При этом профсоюзы на его предприятия пришли только в 1941 году. Форд считал, что от них рабочему больше вреда, чем пользы.

Своеобразной была и кадровая политика его компании. Форд намеренно не нанимал руководящих работников. Прийти к нему в компанию можно было только на рабочую позицию. А дальше, если было видно, что у работника есть потенциал для дальнейшего роста и желание развиваться, ему в этом всячески помогали и открывали возможность продвижения вплоть до топ-менеджера. Во время кризиса перепроизводства 1920-х годов США компания столкнулась с трудностями, одним из следствий которых стала потребность кардинально сократить инженеров и менеджеров. Однако все, кто попал под сокращение, получили предложение вернуться к станку. Большинство охотно их приняли: сокращали тогда повсюду, а у Форда не были обижены и рабочие, да и стоять у станка было не в новинку.

По желанию часть зарплаты рабочие на предприятиях Форда могли получить акциями компании. Поскольку с дивидендами Форд не жадничал, уже с первой их выплаты акции ощутимо увеличивали доход работника и становились источником денежных поступлений на всю оставшуюся жизнь.

Как Генри Форд зарплату платил (видео)

Обвинения в антисемитизме и поддержке Гитлера

С 1918 года Форд финансировал издание газеты The Dearborn Independent, где размещались антисемитские публикации, включая выдержки из «Протоколов сионских мудрецов». В 1920 году эти публикации вышли отдельной книгой «Международное еврейство».

В 1921 году антисемитизм Форда официально осудила американская общественность, а в 1927 он опубликовал в СМИ открытое письмо с извинениями, где называл те антисемитские публикации ложью.

Отдельные исследователи считают, что Форд помогал Гитлеру деньгами задолго до того, как нацисты в Германии пришли к власти. А во время Второй мировой войны заводы Форда в Германии и Франции после оккупации той Гитлером поставляли продукцию для нужд Вермахта. Есть информация, что труд заключёных концлагерей на немецком заводе Форда начали использовать ещё до того, как предприятие перешло под контроль нацистов.

Форд оказался единственным американцем, которого Гитлер положительно упоминает в своей книге «Моя борьба» («Майн капмф») — как раз в контексте антисемитских воззрений. По мнению Гитлера, Форд оставался единственным бизнесменом в США, не позволявшим евреям полностью взять под контроль экономику. Портрет Форда висел в кабинете Гитлера, который называл его в числе своих вдохновителей. А в 1938 году Форд получил из рук немецкого консула в США Орден Заслуг германского орла. Это награда считалась в гитлеровской Германии высшей для иностранцев.

Генри Форду вручают нацистский орден
Консул в Германии США в 1938 году вручил Генри Форду высший орден, которым в нацистской Германии награждали иностранцев, и Форд не скрывал радости по этому поводу

Есть версией, что кровоизлияние в мозг, ставшее в 1947 году причиной смерти Форда, случилось после того, как он посмотрел документальный фильм о зверствах нацистов в концлагерях и окончательно понял, кому долгие годы симпатизировал.

Награды Генри Форда

Власти США отметили деятельность Форда такими государственными наградами:

  • в 1928 году — медалью Элиотта Крессона за революцию в автомобильной промышленности и лидерство в отрасли;
  • в 1936 году — медалью Холли;
  • в 1944 году — Вашингтонской премией.

Цитаты Генри Форда

Законы бизнеса подобны законам природы — кто им противится, быстро чувствует на себе их могущество.

Прибыльность должна быть результатом полезной работы, а не целью бизнеса.

Забота о деньгах, а не о деле влечёт за собой страх неудачи. Этот страх исключает правильный подход к делу, заставляет бояться конкуренции, новых технологий и вообще любых шагов, изменяющих положение дел.

Компания, которая скверно платит, всегда неустойчива.

Книги Генри Форда

Известны такие книги, автором которых называют самого Генри Форда:

  • Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения» (вариант перевода — «Моя жизнь, моя работа»), Л.: Время, 1924;
    Обложка русского издания книги Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения»
    Мемуары Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» — это не только пособие по научной организации труда, но и настольная книга бизнесменов всего мира
  • Генри Форд «Сегодня и завтра», М.: АСТ, 2018;
  • Генри Форд «Двигаясь вперёд» — Henry Ford Moving forward, Literary Thoughts Edition, 2017 — впервые издана в США в 1931 году, на русском не издавалась.

Мемуары Форда «Моя жизнь, мои достижения» считаются первоисточником фордизма — метода организации массового производства на основе конвейера.

Форд в литературе

В романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» в виде пародии показано общество, построенное по принципам организации производства Форда: летоисчисление ведётся с даты выпуска массового автомобиля «Форд Т», вместо креста люди осеняют себя буквой «Т» и говорят «ей Форду» вместо «ей богу», а граждане разделены на пять категорий — от эпсилона до альфы.

По принципу конвейера построены демографические процессы, системы образования и воспитания, организация досуга и тому подобное.

Генри Форд — неоднозначная, но, безусловно, интересная личность, которой удалось многого достичь как в плане роста от простого рабочего из семьи фермера до собственника крупного бизнеса с миллиардным долларовым капиталом. И хотя не все его высказывания и воззрения бесспорны, у него есть чему поучиться, всем, кто планирует создать собственный бизнес или занять топовые позиции. И если не брать на веру всё, о чём он говорил и писал, а брать стопроцентно на веру не следует ничего, то минимум изучить это лишним не будет.

Читайте также

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?