Профессия контент-менеджер: стоит ли работать в этой сфере
С появлением интернета появилось много новых профессий, одной из которых является интересная многим профессия контент-менеджера. Контент-менеджеры востребованы на современном рынке труда, но такая работа предполагает наличие специальных знаний и навыков. Поэтому кому-то она подходит, а кому-то не очень.
Кто такой контент-менеджер
Контент-менеджер — это специалист, который наполняет сайт необходимым контентом, а также принимает решения о размещении, обновлении, удалении и редактировании информации в соответствии с целями и задачами компании. Это популярная сегодня профессия, которую многие стремятся получить в надежде на лёгкие деньги. Ведь часто она предполагает гибкий график, неплохой доход и интересные задачи.
Но несмотря на то что обязанности контент-менеджера со стороны кажутся простыми, наполнение сайта информацией — довольно трудоёмкий процесс. Он потребует:
- умения работать с текстом — создавать грамотный, полезный и уникальный контент, оптимизировать его для поисковых систем;
- навыков создания и редактирования веб-страниц;
- знания основ маркетинга — умения выделить и понять целевую аудиторию, сделать предложение именно для неё;
- усидчивости — работа часто будет монотонной;
- наличия управленческих и аналитических способностей;
- дисциплины.
Чем занимается контент-менеджер
Деятельность контент-менеджера включает в себя решение целого комплекса задач, направленных на процветание информационного ресурса, который он ведёт. Это наполнение сайта новой информацией, поддержание её актуальности и полезности для пользователей, а в некоторых случаях и продающие функции.
Обязанности контент-менеджера могут широко варьироваться в зависимости от компании, которая ищет такого специалиста. В крупных организациях он составляет план информационного наполнения сайта на определённый период и в соответствии с ним разрабатывает и выдаёт технические задания для фотографов, дизайнеров, видеографов, копирайтеров и других специалистов по созданию и продвижению контента, привлекая как штатных, так и внештатных сотрудников. В небольших проектах контент-менеджер часто совмещает в себе все вышеперечисленные функции, создавая контент самостоятельно.
А в социальных сетях функции контент-менеджера выполняет администратор соцсетей— это еще одна востребованная профессия.
Управление развитием ресурса
Одна из ключевых функций контент-менеджера — построение стратегии продвижения и развития сайта и её реализация. Стратегия наполнения сайта контентом и его продвижения разрабатывается совместно с маркетологом, если такой имеется. Строится иерархия целей проекта, и к каждой цели прописывается путь её достижения.
С учётом стратегического планирования, внешних тенденций рынка и внутренних возможностей компании контент-менеджер составляет план на определённый период, обозначает сроки и рассчитывает бюджет. И в дальнейшем, согласовав план с руководством компании или заказчиком, приступает к осуществлению запланированного на практике.
Контроль качества информации
Постоянную посещаемость сайту обеспечивают хорошее наполнение и регулярное обновление существующей информации. Если на сайте будет висеть контент полугодовой давности, никем не обновляемый, то посетителям просто станет нечего там делать.
Чтобы информация была юзабельной, при её размещении нужно опираться на такие критерии, как:
- Новизна. Пользователю не должно быть скучно на вашем сайте, нужно постоянно радовать его чем-то интересным и новым.
- Актуальность и своевременность. Самый простой пример — это изменение цены на товар. Если цена изменилась, то следует сразу же обновить карточку товара. Особенно это касается тех товаров, дилер которых поставил обязательную РРЦ (рекомендуемую розничную цену на товар, которую нельзя менять). Но понятие актуальности более широкое, и касается оно не только карточек товаров в интернет-магазине, но и новостей, информационных статей, роликов, тем в блоге, на форуме и т. д.
- Доступность. В идеале информация должна быть понятной каждому, кто заходит на сайт.
Размещение и управление рекламой в сети
Чтобы как можно большее количество людей пришло на сайт, нужно, чтобы о нём узнал широкий круг заинтересованных в вашем контенте пользователей сети. Для этого существует реклама, и контент-менеджер, помимо создания и планирования контента, занимается ещё и его продвижением, размещая рекламу, рассчитывая бюджет и выбирая площадки самостоятельно либо при помощи удалённых или штатных сотрудников, таких как маркетолог или директолог.
Аналитика сайта
Чтобы понять эффективность своих действий, контент-менеджер смотрит статистику посещаемости сайта, а также отслеживает другие параметры, такие как пол, возраст, местоположение пользователя, длительность нахождения на определённых страничках сайта, количество покупок (если сайт продающий). Для отслеживания статистики используются аналитические сервисы онлайн, такие как «Яндекс.Метрика» или Google Analytics. В зависимости от результатов стратегия может корректироваться.
Аналитика основных конкурентов
Залог успешности любого продукта на рынке — это его преимущество перед конкурентами. А как определить преимущества вашего продукта, если вы не знаете ваших конкурентов? Правильно, никак. Поэтому постоянный анализ аналогичных сайтов, их успешных фишек и стратегий является неотъемлемой частью работы контент-менеджера.
Взаимодействие с посетителями сайта
Контент-менеджер также определяет стратегию взаимодействия с клиентом на сайте. Это работа с отзывами, предложениями, заявками, форумом, чатами и так далее. А также в некоторых случаях (чаще всего, когда в компании отсутствует SMM-специалист) контент-менеджер берёт на себя работу в социальных сетях, если компания имеет там свои странички.
Работа со штатными специалистами и фрилансерами
Все задачи менеджер делает не обязательно самостоятельно. В крупных компаниях контент-менеджер является связующим звеном между создателем контента и его потребителем. Специфика профессии предполагает работу в команде. Менеджер координирует и контролирует деятельность штатных и удалённых копирайтеров, а также ищет исполнителей для решения поставленных перед компанией разовых задач.
Востребованность ниши
Многие компании имеют или создают собственные сайты, а для каждого из них нужен человек, который будет заниматься его управлением. Поэтому ниша контент-менеджмента является довольно востребованной, а предложений о работе в этом направлении много как для штатных сотрудников, так и для фрилансеров.
Например, на hh.ru за период с 6.07.2018 по 6.08.2018 было размещено более 200 вакансий контент-менеджера в Москве и области. Это примерно в 1,5 раза больше, чем вакансий копирайтера на том же ресурсе за тот же период в Москве.
На сайтах для фрилансеров (Например, freelancer.ru еженедельно появляется около 3–4 предложений об удалённой штатной работе.
Тем не менее желающих попробовать себя в этой сфере тоже очень много. В настоящее время уже закончился ажиотаж вокруг поиска контентщиков, и предложение иногда даже превышает спрос на услуги данного специалиста. Поэтому конкуренция среди контент-менеджеров довольно высокая.
Если вы хотите быть востребованным контент-менеджером и ценным сотрудником для компании, то важно стать не просто менеджером, а хорошим специалистом, постоянно прокачивая свои знания, навыки и способности, а также отслеживая все тренды и тенденции популярного контента.
Как и сколько можно заработать контент-менеджеру
Заработать в данной профессии можно достаточно много, но для этого придётся вложить большое количество сил и времени. Уровень заработка будет варьироваться и зависеть от следующих факторов:
- степени вашего профессионализма;
- региона, в котором вы живёте или работаете;
- предпочтительного способа заработка (внештатная или штатная работа);
- объёма работы, которую необходимо выполнять;
- степени ответственности за результат.
В крупные компании или информационные проекты чаще требуются штатные сотрудники с полной загруженностью. Если вы любитель свободного графика и фриланса, то с большой вероятностью вашими клиентами будут небольшие сайты, которые вам нужно будет вести. Зарабатывать можно, вкладываясь в один проект полностью либо занимаясь ведением нескольких небольших. И в том и другом случае есть свои преимущества и недостатки.
В Москве штатный контент-менеджер, работающий полный день, зарабатывает от 45000 до 100000, в регионах от 25000 и выше (по данным hh.ru). Если работа удалённая, то нужно рассчитывать на меньшую сумму, но не во всех случаях. Иногда для работодателя не принципиально, где вы находитесь, важен лишь результат вашей работы. В переговорах на собеседовании важно подчёркивать именно те выгоды, которые вы можете принести, а также желаемую для вас форму вознаграждения.
Где пройти обучение
Так как профессия контент-менеджера является довольно молодой, в российских вузах и средних специальных учебных заведениях нет такой специализации. На практике контент-менеджерами становятся копирайтеры и программисты.
В настоящее время единого образовательного стандарта по контент-менеджменту не существует. Первые специалисты в этой сфере были самоучками. И именно они начали преподавание основ профессии.
Контент-менеджер должен обладать такими навыками, как:
- написание текстов, копирайтинг, рерайтинг;
- SEO-оптимизация текстов;
- основы интернет-маркетинга;
- умение обрабатывать фотографии;
- знание основ HTML и CSS;
- знание CMS систем, умение работать в них.
Если вы хотите стать контент-менеджером, но не знаете с чего начать, начните с изучения доступных в сети бесплатных ресурсов, чтобы понять основы профессии. Вот некоторые сайты, которые могут быть вам полезны:
- список литературы, полезной для начинающего контент-менеджера;
- видеоматериалы к курсу «Контент-менеджер» в Битрикс, в которых даётся подробная информация о работе в CMS.
Обучающие курсы отличаются различным качеством. Угадать всегда сложно, стопроцентной гарантии качества курса, который вы ещё не пробовали, не существует, однако рекомендуется опираться на следующие критерии:
- курс обучения имеет подробный план, который вам понятен;
- автор курса или его менеджер выходят на связь, отвечают на все вопросы в доступной для вас форме;
- в описании курса нет обещаний мгновенного результата и «золотых гор»;
- ваша интуиция.
Есть несколько вариантов обучения:
- онлайн-курсы по профессии (тематические курсы на Skillbox);
- офлайн-курсы в рамках факультативов университетов (трёхмесячный курс контент-менеджмента в МГТУ или других учебных заведениях вашего города);
- освоение отдельных навыков. Если у вас есть опыт работы по смежным специальностям, можно окончить курсы, например, только по HTML или работе с графическими редакторами. Ориентируйтесь на ожидания работодателя, заявленные в вакансиях.
Как стать хорошим контент-менеджером
Пройти профессиональные курсы или подготовку очень важно. Однако для того, чтобы стать хорошим контент-менеджером, этого мало. Как и все интернет-профессии, эта постоянно претерпевает тысячу изменений, поэтому важно постоянно совершенствовать себя и свои профессиональные навыки.
На что прежде всего нужно обратить внимание:
- Постоянно обучайтесь. Будьте в курсе событий мира контентщиков, ходите на профессиональные тусовки, повышайте квалификацию, развивайтесь. Это обязательно приведёт вас к успеху.
- Будьте дисциплинированы. Дисциплина менеджера в первую очередь заключается в верной постановке целей, задач и приоритетов, а также в непреклонной реализации своей стратегии. Старайтесь выполнять всё точно в срок, не нарушая договорённостей с заказчиком и исполнителем.
- Научитесь работать в команде. Если вы выберете для себя эту нишу, вам придётся много общаться с людьми самых разных профессий. Часто контент-менеджер занимается поиском удалённых сотрудников на разовые или нерегулярные задачи, а также переговорами с ними. Ваша задача — правильно донести до исполнителя то, что именно вы хотите от него получить. Исполнители бывают разные, конечно, результат работы будет зависеть не только от вас. Но 50% успеха в ваших руках.
Контент-менеджер — это человек, который отвечает за наполнение сайта информацией. Профессия востребована, вакансий на рынке очень много, однако и желающих попробовать себя в этой сфере предостаточно. Поэтому надо быть не просто специалистом, важно выделяться своими навыками, умениями и результатами. Чтобы стать хорошим контент-менеджером, важно соблюдать трудовую дисциплину, выполнять поставленные задачи и стремиться работать на результат, постоянно совершенствуя свои навыки в профессиональной деятельности и способности к командной работе. В этом случае вы сможете достойно заработать себе на жизнь творческой и интересной деятельностью.