Как определяется оценка частной компании до того, как она станет публичной
Рассказываю, как можно определить оценку компании, которая еще не стала публичной: список критериев
Такой вопрос задал один из участников прямого эфира, на котором мы вместе с фаундером IT-компании разбирали венчурную сделку на 6,6х.
Самый правильный и честный ответ на вопрос, сколько и почему столько стоит компания, — это то, сколько готовы за нее заплатить инвесторы. Поэтому в первую очередь учитывают проведенные ранее инвестиционные раунды.
Кроме того, при оценке стоимости очередного раунда инвестирования для частной компании учитывают:
- Бенчмарки (конкуренты), в том числе публичные, и их стоимость по мультипликаторам
- Мультипликаторы в отрасли (B2B saas, b2c и т.п.).
- Мультипликаторы по географии — в РФ одни, в США и в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) другие.
- История роста — оценки, выручки, прибыли или сокращения убытков.
- По какой цене закрыли предыдущий раунд — какую цену готовы платить инвесторы за компанию.
- Стадия стартапа. На начальной стадии оценка формируется за счет создания продукта, на более поздних — за счет скорости роста выручки, прибыли и других фундаментальных показателей.
- Наличие топовых фондов в капитале и объем их инвестиций — сильная поддержка также добавляет ожиданий при оценке компании.
Так, крипто-стартапы стали дорого стоить после того, как пришел топовый фонд Sequoia и начал в них вкладывать огромное количество денег
- Емкость рынка — решение для супер маленького рынка будет стоить дешевле, чем для большого.
- Тренд и скорость роста рынка. Например, почему все в крипте стреляет — там потенциал космический, а рынок сам по себе пока еще небольшой. Поэтому все дорого стоит. А может быть наоборот, что рынок уже большой, но спрос и интерес падает.
Дайте знать, понятно объяснил или остались вопросы. Что еще хотите знать о венчурных сделках и инвестициях на ранних стадиях?
Андрей Меркулов @tinvest