Главная Личные финансы Права водителя при остановке ДПС в 2019 году и порядок действий

Азбука водителя: правила поведения при остановке инспектором ДПС

Когда инспектор ГИБДД может остановить машину, порядок общения. Как оформляются процессуальные действия. Права водителя.

Каждый водитель хотя бы раз задавался вопросом, могут ли его автомобиль остановить просто так. По этому поводу создано множество тем на форумах, ведутся бесконечные споры, выдвигаются разные версии. Где же истина?

Законодательное регулирование остановки автомобиля

сотрудник ГИБДД на дороге
Сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину

Все сотрудники ГИБДД, как и любые другие должностные лица, действуют на основании законодательно утверждённых инструкций. Чтобы водителю обоснованно отстаивать свою позицию, нужно обратиться к нормативным правовым документам. Основополагающим из них для водителей и сотрудников ГИБДД являются Правила дорожного движения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Процедуре остановки автомобиля посвящён отдельный раздел в главе 3 Административного регламента исполнения МВД РФ функции госнадзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Регламент утверждён Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664. Новые правила применяются около полутора лет — с февраля 2018 года.

Основные нововведения касаются места возможной остановки автомобиля и видеозаписи действий сотрудников ГИБДД.

Могут ли машину остановить просто так

сотрудники ГИБДД проводят акцию
Сотрудники ГИБДД регулярно проводят акции по безопасности дорожного движения, в которых могут задействовать проезжающие автомобили

Любая остановка машины должностным лицом должна проводиться строго по процедуре.

В статье 84 регламента перечислены обстоятельства, которые дают повод работнику ДПС остановить транспорт.

Наиболее часто у водителя потребуют остановки, если:

  • сотрудник ДПС увидел сам или получил данные о нарушении водителем правил движения;
  • есть данные о причастности самого́ водителя или его попутчиков к ДТП или другим нарушениям закона. В качестве таких данных могут быть сообщения дежурного или других сотрудников, ориентировки;
  • проводятся специальные профилактические акции или мероприятия в целях укрепления безопасности на дорогах и снижения количества нарушений правил.

Реже машины останавливают по следующим причинам:

  • сотруднику стало известно, что машина использовалась в незаконных целях или состоит в розыске;
  • водитель или его попутчики стали очевидцами правонарушения и их нужно опросить об этом;
  • водитель нужен в качестве понятого;
  • требуется использовать саму машину;
  • на данном участке необходимо на время прекратить движение или обеспечить проезд специального транспорта, например, машин аварийных и медицинских служб при чрезвычайных происшествиях;
  • нужны люди для оказания помощи на дороге;
  • требуется прекратить движение из-за опасности, создаваемой неисправными или неверно установленными сооружениями, чрезвычайными происшествиями;
  • проверка документации на автомобиль и перевозимый груз;
  • наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

Порядок остановки машины сотрудником ГИБДД

сотрудник ГАИ с жезлом
Жест сотрудника ГАИ должен быть понятным для водителя

В отличие от старого регламента по новому документу работники ГИБДД уполномочены останавливать транспорт в любом месте, за исключением участков, где остановка под запретом.

Об этом высказался автомобильный эксперт Игорь Моржаретто:

В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдёт повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно.

Игорь Моржаретто

https://www.m24.ru/articles/avto/20102017/151269?utm_source=CopyBu

Требование об остановке сотрудник ДПС должен донести до водителя в понятной форме — словесно или с помощью жестов. При этом инспектор должен показать, где именно водителю следует остановиться.

Для этого могут использоваться:

  • громкоговоритель;
  • жезл или иное приспособление.

Для привлечения внимания могут применить свисток или какой-нибудь световой сигнал. Наличие светового сигнала обязательно при остановке транспорта в тёмное время.

Правила поведения для водителей при остановке сотрудником ГИБДД

Настоятельно рекомендуется водителям выполнять требования об остановке. Автомобиль всё равно остановят: на следующем посту или с использованием патрульной машины. Игнорирование этого правила будет расцениваться не в пользу водителя, а объяснения вроде «не видел, не понял, не заметил» не исправят ситуацию.

Необходимо придерживаться спокойного и вежливого поведения, без заискивания и суетливости. Без соответствующих просьб выходить из машины не нужно.

Если же водителя остановили в целях движения на его автомобиле, то ему просто нужно с этим смириться и позволить использовать транспортное средство. Возможно, он и сам и будет управлять машиной в указанном направлении.

Как должен обращаться инспектор ДПС

удостоверение сотрудника ГИБДД
Водитель может попросить сотрудника ГИБДД показать удостоверение, чтобы убедиться в том, что он общается именно с ним

Как уже сказано, после остановки нужно спокойно дождаться сотрудника ГИБДД. Тот обязан представиться, то есть сообщить фамилию, должность, объяснить причину остановки и попросить представить документы. Если водитель потребует, инспектору следует предъявить своё удостоверение.

Если речь идёт о подозрении в правонарушении либо о привлечении участников движения свидетелями или понятыми, им должны быть разъяснены права и обязанности.

Чего не должен делать сотрудник ГИБДД

А вот действия, которые под запретом для сотрудников:

  • проявление грубости, оскорбление. Сотрудник ГИБДД также должен воздерживаться от нравоучений и неуместных замечаний;
  • принятие денег или других вещей и предметов;
  • остановка там, где запрещено, за исключением чрезвычайных обстоятельств;
  • нанесение пометок в документах водителя, кроме специально отведённых мест для этого;
  • указание в документах несуществующих фактов и любая другая фальсификация бумаг.

Всегда ли проверяют документы

Как правило, любая остановка сопровождается проверкой документов. С одной стороны, без причины инспектор не может потребовать документы. Случаи, когда это допускается, прописаны в упоминаемом регламенте. С другой стороны, формулировка пункта 107 позволяет обосновать это требование практически всегда. Итак, пункт 107 разрешает проверять документы, если:

  • выявлены признаки нарушения водителем правил или требуется составить протокол об административном нарушении;
  • известно о подделке документов;
  • есть информация о возможном преступлении, совершённом водителем, или о его нахождении в розыске.

Водитель должен не просто показать документы, но и передать их в руки инспектору. Такое требование установлено и ПДД. При этом права и другие документы нужно достать из обложки, в самих документах не должно быть никаких денег, бумажек и прочего.

Инспектор может ограничиться проверкой документов на месте, а может забрать их с собой в служебную машину для уточнения данных об участнике движения при помощи автоматизированных баз данных. Однако инспектор не может удерживать документы долгое время без причин. Если водителю долго не возвращают права, он может обратиться к сотруднику и поинтересоваться о причинах удержания документов. Вопрос о подразделении, в котором работает сотрудник, а также запись этого разговора на видео вполне могут сыграть роль «ускорителя».

Можно ли снимать на видео или записывать на диктофон разговор с инспектором

Много недоразумений вызывает вопрос о возможности записи общения с инспектором на видео или диктофон.

В регламенте нет нормы о запрете записи. Однако часто в практике преобладает иной принцип правоприменения: запрещено всё, что прямо не разрешено. Об этом высказался руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

«В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъёмке. Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съёмку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберёте, вам грозит статья 19.3».

https://www.m24.ru/articles/avto/20102017/151269?utm_source=CopyBuf

Вывод такой: водитель может записывать происходящее на видео, но ему придётся прекратить запись, если инспектор станет прямо возражать.

Обязательно ли при разговоре с инспектором открывать окно или выходить из машины

Обычно разговор и проверка документов происходят в месте остановки через открытое окно автомобиля. Водителю необязательно выходить из машины, но это не запрещено.

Выйти из машины придётся, если об этом попросит инспектор. Это допускается, если:

  • у водителя имеются признаки употребления алкоголя или других запрещённых веществ;
  • состояние здоровья водителя вызывает опасения;
  • необходимо провести обследование транспорта или досмотр самого водителя, сверить номера двигателя или кузова автомобиля с данными, указанными в документах, или совершить иные процессуальные действия;
  • нужна помощь водителя;
  • есть необходимость устранить неполадки или нарушения в перевозке грузов;
  • действия водителя по отношению к инспектору являются угрожающими.

У меня уже давненько была ситуация, ехал из Новосибирска в область, и километров за 20 до поста выбегает из кустов гаишник, машет палкой, я проигнорировал и поехал дальше. Машину его я не видел. Короче, на посту меня тормозят, и я просто объяснил, что машину не видел, может, это бандиты поганые, в форму переодетые, и у меня с собой ценный груз )) Документы проверили, поржали и отпустили. А если по теме, если вижу экипаж с машиной, не вызывающий подозрений, всегда останавливаюсь, САМ выхожу из машины и, прощаясь с инспектором, желаю ему всего доброго. Добрее надо быть и не хулиганить.

Саныч из Новосибирска

https://forums.drom.ru/law/t1152458199-p3.html

Права водителя во время досмотра автомобиля

Досмотр является процессуальным действием, порядок которого определён статьёй 27.9 КоАП РФ.

Прежде всего надо знать, что проводить это действие сотрудник ГИБДД может только при понятых или с использованием видеозаписи.

Целью досмотра является поиск предметов, связанных с нарушением закона. Например, в автомобиле могут находиться запрещённые вещества (наркотики) или украденные ценности. Все подробности допроса отражаются в протоколе.

протокол досмотра
При досмотре водителю в протоколе следует заполнить все пустые графы прочерками, указать о своих замечаниях и подписать

Надо понимать, что досмотр и осмотр — разные процедуры. При осмотре сотрудник визуально обследует автомобиль. Понятые или видеозапись не требуются. Но, если сотрудник начинает самостоятельно проводить открывание дверей, трогать предметы, то это уже является досмотром. Адвокат Марат Аманлиев в такой ситуации советует следующее:

Сам водитель обязательно должен также снимать все действия инспектора. Настаивайте, чтобы полицейские изучали машину пошагово. То есть не вдвоём рылись в салоне, а сначала открыли одну дверь, посмотрели, потом закрыли, открыли следующую и так далее. Только так можно гарантировать, что вам не подбросят в машину что-то подозрительное: наркотики, патроны, что угодно.

Порядок освидетельствования на предмет употребления алкоголя

При любой остановке инспектор ГИБДД обращает внимание на состояние водителя. При малейших подозрениях на алкогольное опьянение следует проверка наличия факта употребления алкогольных или иных запрещённых средств.

Освидетельствование может проходить в двух формах:

  • на месте сотрудником ГИБДД с использованием специального прибора;
  • в форме медицинского освидетельствования в условиях медицинского учреждения.

Любая проверка состояния подлежит документальному оформлению. По результатам освидетельствования составляется акт.

акт освидетельствования
Акт составляется и в случае отказа водителя проходить проверку на месте

Освидетельствование путём анализа крови на содержание спирта проводится не всегда. Причиной для направления водителя в медучреждение является:

  • его несогласие с результатами проверки на месте;
  • если водитель отказался от проверки инспектором;
  • при отрицательном результате проверки на месте и наличии явных признаков опьянения.

Направить в медучреждение водителя инспектор может только после того, как была проведена проверка портативным алкотестером либо если водителю предложили такую проверку, а он отказался. Направление на медицинское освидетельствование в нарушение указанной последовательности является незаконным.

Законодательно закреплена обязанность водителя проходить проверку состояния, если этого потребует инспектор. Однако это требование должно исполняться добровольно, принуждение не применяется. При этом отказ квалифицируется как самостоятельное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.26 КоАП. За такое упрямство можно не только обеднеть на 30 тысяч рублей, но и лишиться статуса водителя на 1,5–2 года.

Видео: освидетельствование при задержании

Причины для задержания и доставки водителя и пассажиров в участок

При худшем развитии событий водитель может быть даже задержан и направлен в отделение полиции.

Задержание — серьёзная мера, для которой должны быть веские основания. Таким основанием является совершение преступления и причастность участников движения к этому.

Инспектор при задержании должен об этом сообщить дежурному, после чего следует вызов следственной группы к месту задержания или указание о доставлении правонарушителей в полицию.

От задержания следует отличать принудительное направление лица в отделение полиции. К такой мере приходится прибегать, если:

  • на месте невозможно составить протокол;
  • ответственность за противоправные действия водителя предусматривает административный арест. В таком случае идёт речь об административном задержании;
  • если необходимо установить личность и есть подозрения о том, что гражданин находится в розыске;
  • требуется решить вопрос о задержании и на месте остановки машины это затруднительно;
  • это необходимо для безопасности гражданина при наличии угрозы его жизни и здоровью и если он сам не может о себе позаботиться;

При этом в отделение полиции гражданин доставляется на патрульном либо собственном автомобиле, но управление передаётся инспектору.

Вправе ли инспектор требовать оплаты штрафа на месте

Часто остановка машины заканчивается вынесением постановления по административному правонарушению. Действительно, по некоторым статьям КоАП, как правило, предусматривающим мелкие нарушения, инспектор может самостоятельно привлечь нарушителя к ответственности и назначить наказание. Это допускается, если наказание предполагает штраф или предупреждение и водитель со всем согласен.

Но если водитель несогласен с фактом нарушения, должен быть составлен протокол и направлен на рассмотрение в управление ГИБДД. В таком случае постановление не выносится.

Штраф — это мера наказания, предполагающая уплату нарушителем некоторой фиксированной суммы в бюджет. Заплатить штраф можно в отделении банка, почты, через терминалы, а также специальные интернет-сервисы (мобильные приложения, единый портал госуслуг).

Уплата штрафа на месте не предусмотрена. Любая передача денег должностному лицу может квалифицироваться как взятка.

Со стороны инспектора должна лишь последовать информация о том, как и где можно заплатить штраф.

Напомним о том, что при уплате штрафа не позднее 20 дней после вынесения постановления нарушитель экономит половину суммы, размер которой установлен соответствующей статьёй КоАП.

Другие права водителей при остановке машины инспектором

Любому водителю будет нелишним знать о своих правах.

Остановимся на тех правах, которые не были упомянуты ранее:

  • если идёт речь об оформлении административного правонарушения, инспектор должен пояснить водителю его права и обязанности;
  • водитель или его попутчики могут знакомиться с составляемыми в их отношении процессуальными документами;
  • предполагаемый нарушитель может и должен делать пояснения в случае своего несогласия с протоколом. Не стоит думать, что отказ от подписи протокола может как-то вас защитить. Чтобы действовать разумно, протокол нужно внимательно прочесть и в случае аргументированного несогласия или наличия каких-либо замечаний обязательно указать об этом в самом протоколе, после этого — подписать. Только в этом случае ваши комментарии будут учитываться и могут как-то повлиять на рассмотрение дела или обжалование;
  • участники производства имеют право на копию протокола, которая вручается им по умолчанию.

За 22 года ни разу не останавливали просто так докопаться, если были остановы, то за явное нарушение ПДД или просто проверка документов \ сплошной рейд проверки на трезвость. Мне и в голову никогда не приходило оспорить законность остановки, ибо ничего проще нет, чем остановиться на 2 минуты, пообщаться с инспектором и поехать дальше.

Роуэн Аткинсон

https://forums.drom.ru/law/t1152458199-p3.html

Видео: права водителя при составлении протокола сотрудником ГИБДД

Что делать водителю, если его права нарушают

водитель и гаишник в машине
При составлении жалобы на сотрудника ГИБДД необходимо указать факты его поведения, которые водитель счёл за нарушение его прав

Водителям следует помнить о принципе презумпции невиновности. То есть сам факт остановки ещё ничего не значит. Другое дело, если водитель сам знает о нарушении правил. В таком случае стоит лишь убедиться в правильном оформлении административного производства и придерживаться доброжелательного корректного поведения.

В обратном случае он может быть уверенным в своей невиновности, пока не будет доказано обратное. Для привлечения к ответственности нужны прямые доказательства вины. Вот именно в этом контексте не следует пускать ситуацию на самотёк, а нужно позаботиться о защите своих прав.

Любому водителю пригодятся общие рекомендации:

  • изучение ПДД. В правилах есть много оговорок, которые освобождают от ответственности. Например, нельзя привлечь за непристёгнутый ремень, если в конструкции машины это не предусматривается. Аргументированное возражение с указанием нормы ПДД или других документов сможет стать решающим фактом;
  • многие спорные ситуации можно разрешить с помощью записей с видеорегистратора;
  • внимательно читать любой составляемый на месте документ, указывать в нём о своём несогласии, брать себе копию.

Инспектор может составить постановление только после протокола. Нельзя путать эти два документа. Расписавшись в постановлении, водитель подтверждает своё согласие с фактом нарушения.

Ранее уже упоминалось, что в случае несогласия водителя с фактом нарушения представитель ГИБДД обязан составить протокол и направить его на рассмотрение в управление ГИБДД или суд. На деле часто после составления протокола выносится и постановление. В судебной практике есть случаи, когда водители добивались отмены такого решения. Мотивировали они это тем, что одно и то же лицо не может возбуждать и рассматривать дело об административном нарушении.

В случае если инспектор, не имея прямых доказательств вины водителя, выносит постановление, нельзя опускать руки. Свою позицию можно отстоять путём обжалования. Если водитель несогласен с постановлением, у него есть 10 дней, чтобы подать жалобу в территориальное отделение ГИБДД или суд.

Как бы водитель ни стремился избежать встречи с инспектором ГИБДД, у последнего всегда найдутся основания для остановки машины. Будучи за рулём, не стоит игнорировать требование должностного лица. Если за водителем нет никакой вины, важно сохранять спокойствие и придерживаться вежливого поведения. Любое процессуальное действие подлежит оформлению в виде акта или протокола. Важно правильно заполнить эти бумаги и взять копию на руки. При этом условии, а также при отсутствии прямых доказательств нарушения у водителя есть все шансы восстановить свои права.

Автор статьи: Александр Бережнов

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта "ХитёрБобёр.ru" (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа "Машук-2011”.

Читайте также

Добавить комментарий

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Яндекс.Метрика Adblock
detector