Что такое мотивация персонала — полный обзор понятия + инструкция по разработке системы мотивации сотрудников за 5 шагов
Вам доводилось руководить хоть небольшим предприятием? Если да, то наверняка вы знаете, что периодически возникает острая необходимость в повышении результативности производства.
Если же вы работаете штатным сотрудником, то вам должна быть очень хороша знакома ситуация, когда руководство предпринимает непонятные и зачастую нелогичные действия для того, чтобы мотивировать сотрудников.
Как достичь максимального эффекта от мероприятий, направленных на повышение производительности? Как мотивировать коллектив, чтобы это было действенно и приносило пользу?
Этой публикацией мы открываем цикл статей, посвященных мотивации персонала. В первой статье я, Анна Медведева, постоянный автор бизнес-журнала «ХитёрБобёр», рассмотрю основные понятия и принципы этого разнопланового и интересного процесса.
Информация будет интересна как руководителям, так и рядовым сотрудникам.
1. Что такое мотивация персонала и для чего она необходима?
В России, как, впрочем, и во всем мире, вопрос мотивации персонала более чем актуален. Заинтересованность каждого сотрудника в результативности его труда — это залог успеха всего предприятия в целом.
Дадим определение этому понятию.
Мотивация персонала — это внутренний процесс на предприятии, цель которого — побудить каждого сотрудника работать на результат.
Мотивация персонала — это непременная составляющая кадровой политики всякого учреждения. Её роль в управлении весьма ощутима — при грамотно поставленном деле мотивационные мероприятия существенно повышают прибыльность бизнеса, а при бездарном сводят на нет все усилия лучших специалистов штата.
Современные подходы к внедрению системы мотивации заключаются в том, что потребности сотрудников учитываются наравне с применяемыми теориями (какими бы передовыми они не были). Только в этом случае достигается максимальный эффект от предстоящего процесса.
Есть разные теории мотивации персонала. Но цели у них сходные — объяснение поведения сотрудника в разных обстоятельствах и определение решений, которые будут мотивировать его на результат.
Занесем в таблицу их характеристики и степень эффективности.
Теории мотивации персонала:
№ | Категория | Описание | Эффективность |
1 | Традиционные | Известная издавна система поощрений и наказаний | Сомнительная |
2 | Содержательные | Учитывают потребности и используют отдельные мотивы сотрудников, которые направляют и поддерживают его деятельность | Средняя |
3 | Процессуальные | Анализируют не только потребности, но и восприятие человека, связанное с конкретной ситуацией; также определяют возможные последствия выбранной модели поведения | Высокая |
С мотивацией тесно связано понятие адаптации. Что это такое и зачем нужна эта составляющая производственного процесса?
Адаптация персонала — это приспособление нового сотрудника к коллективу и к новым условиям работы. Процесс этот всегда взаимный.
При условии рационального применения адаптация и мотивация персонала становятся взаимовыгодными и дополняющими друг друга процессами.
О видах мотивации персонала читайте отдельную публикацию на нашем сайте.
2. Какие задачи разрешает мотивация персонала — 5 главных задач
Современная система мотивации решает множество вопросов. Что самое главное — не по отдельности, а во взаимодействии их между собой.
Остановимся подробнее на наиболее важных задачах.
Задача 1. Удержание высококвалифицированных кадров
Присутствие в штате специалистов высокого уровня — одно из первостепенных условий успеха предприятия.
Конечно, бывают молодые специалисты, которые обладают энтузиазмом и быстро вырываются в передовики. Но, во-первых, таких не так много. А во-вторых, хороший опыт не заменить никаким позитивным настроем. Часто он имеет решающее значение.
Задача 2. Стимулирование производительности и эффективности работы персонала
Чтобы не быть тем начальником, который производительность и эффективность труда своих работников повышает неустанным надзором и контролем, не лучше ли стать грамотным руководителем, чьи сотрудники напрямую заинтересованы в высоком уровне выполнения своих обязанностей?
Мотивация как фактор повышения эффективности труда поможет вам в этом. А в условиях кризиса это особенно важно.
О том, как поддерживать мотивацию сотрудников, вы прочтете в статье «Методы мотивации персонала».
Задача 3. Привлечение в организацию новых сотрудников
Конечно, здесь речь идет не о том, чтобы просто набрать штат, а о том, чтобы заполучить в свою команду новых высококвалифицированных специалистов. Удастся это в том случае, когда у таковых будет прямая заинтересованность прийти работать именно в ваш коллектив, а не в какой-то другой.
Для этого ваша система мотивации должна быть не только эффективной, но и в своем роде уникальной. И, что немаловажно, — конкурентоспособной, то есть более выигрышной по сравнению с методиками, которые используют другие компании.
Задача 4. Создание эффективной команды
Любой руководитель, работающий профессионально, согласится с тем, что недостаточно только иметь в штате специалистов высокого уровня. Нужно добиться еще и того, чтобы из этого штата получилась слаженная и эффективная команда единомышленников.
Поэтому создание такой команды — одна из обязательных задач, на решение которых направлены мотивационные мероприятия.
Задача 5. Повышение прибыльности бизнеса
В конечном счете профессиональная мотивация персонала имеет своей целью повысить прибыльность бизнеса. Этой главной задаче подчинены все предыдущие. Ради этого и затевается весь процесс.
Согласитесь, бессмысленно создавать суперкоманду из специалистов высшего класса, если при этом уровень доходов предприятия останется на прежнем уровне или, что еще хуже, пойдёт на убыль. А вот как сделать этот процесс упорядоченным и результативным, мы рассмотрим в следующих разделах нашей публикации.
3. Как разработать систему мотивации персонала — пошаговая инструкция
Объектом нашего внимания станет разработка системы мотивации персонала в крупной организации. На небольших предприятиях это сделать проще, а в больших учреждениях необходимо применять комплексные системы. То есть задействовать различные принципы и методы.
Итак, рассмотрим механизм системы мотивации.
Шаг 1. Сообщаем работникам о запланированных мероприятиях
Этот подготовительный этап необходим, чтобы сотрудники были в курсе обстановки на предприятии. Если организация небольшая или средних размеров, объявление делается на общем собрании, где присутствует весь персонал.
В крупных же учреждениях эта обязанность возлагается на директора (или менеджера) по персоналу. Можно составить письмо от имени генерального директора нижестоящему руководству. Так будет проще изложить положение о предстоящих мероприятиях.
О способах мотивации в коллективе читайте в статье «Мотивация персонала в организации».
Шаг 2. Детально изучаем собственный штат компании
Чтобы обрисовать структуру предприятия, в которой будут обозначены все категории сотрудников, нужно подробно изучить данные по характеристикам разной направленности.
Группы, на которые условно разделяется коллектив:
- по возрасту;
- по уровню образования;
- по стажу и опыту;
- по специализации и т. д.
Кроме того, выделяют подразделения, которые работают на результат, и те, чья работа направлена на поддержку ежедневной деятельности.
Все эти данные формируются в отчет, который и предоставляется на изучение генеральному директору.
Шаг 3. Изучаем систему мотивации работников в конкурирующих фирмах
Воспринимать чужой опыт очень даже полезно. Тем более, что его можно перекроить и адаптировать под структуру своего предприятия, исключив неудачные и заведомо безрезультатные элементы.
Поручите отделу кадров или маркетинга выяснить величину зарплаты и систему премий в других компаниях, занимающихся аналогичной деятельностью. После анализа этих данных определяются стимулы, которые будут актуальными для персонала вашей организации.
Шаг 4. Проводим опрос сотрудников
Цель такого опроса — определить интересы и приоритеты сотрудников. На основании этих данных вам предстоит обозначить стимулы и приемы мотивации в коллективе.
Как правило, для опроса используется анкетирование. Лучше анонимное. Как показывает практика, анонимные опросы дают более объективную информацию. Анкеты просто раздаются сотрудникам и через некоторое время собираются обратно (1-2 часов на заполнение вполне достаточно).
Чтобы получить более подробные данные, разработайте для каждого отдела компании отдельные анкеты.
Шаг 5. Информируем персонал о внедряемой системе мотивации
Когда опрос проведен и система мотивации разработана, известите коллектив о предстоящих мероприятиях. Расскажите о системе поощрений, предполагаемых сроках и главной цели, которой вы хотите достичь.
Во-первых, такой подход будет говорить о серьезности намерений руководства.
Во-вторых, каждый сотрудник будет владеть полной информацией и увидит выгоды его участия в программе.
Донесите до сотрудников, что мотивационные мероприятия одинаково важны как для каждого члена коллектива, так и для всего учреждения в целом.
Пример
В компании, занимающейся продажей бытовой техники, было принято решение о внедрении системы мотивации. Однако руководство не посчитало нужным поставить персонал в известность о целях и стратегии компании на рынке услуг.
Итог — важнейшие распоряжения директора не были понятны сотрудникам и вызывали множество вопросов. Более того, обстановка внутри организации усложнилась и утратилось доверие сотрудников к руководству.
В публикации «Нематериальная мотивация персонала» читайте о ситуациях, когда возникает необходимость в дополнительных мотивационных мероприятиях.
4. Помощь в разработке системы мотивации персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг
Разработать систему мотивации для крупного предприятия не так-то просто. В помощь руководителям работают учреждения, которые создают проекты, индивидуальные для каждой организации.
Решение проблемы предлагают многие компании. Мы выбрали самые крупные и наиболее известные.
1) MAS Project
Четко поставленная система поможет сделать максимально результативной работу как всего предприятия в целом, так и каждого сотрудника в отдельности. С MAS Project сотрудники научатся управлять своими задачами, понимать собственные зоны ответственности, составлять рабочий план на день и планировать свое время.
Руководителям предлагается рациональный отчет по выполнению задач для планерок и совещаний, эффективная система постановки отдельных и общих задач, расчет оплаты труда сотрудников относительно его эффективности и многое другое. Чтобы систему адаптировали к вашему предприятию, желательно предоставить описание бизнес-процессов, существующую систему контроля, структуру и цели компании.
2) Moscow Business School
Одна из крупнейших бизнес-школ РФ обучает сотрудников ведущих компаний российского и даже зарубежного рынка. Обучением занимаются профессиональные бизнес-тренеры и практики, объединенные в мощную и слаженную команду.
Здесь вы получите не только диплом международного уровня, но и солидный багаж практических знаний и навыков, которым найдете применение в любом бизнесе. Обучение и мотивация персонала — одно из основных направлений, которыми занимаются специалисты бизнес-школы.
Компания регулярно проводит региональные мероприятия, в которых также можно принять участие.
Moscow Business School открыла представительства во Вьетнаме и многих странах СНГ. Но сеть география компании этим не ограничивается: компания постоянно ведёт освоение новых регионов.
3) Волгасофт
Межрегиональная консалтинговая компания работает с 1999 года. Накопленный опыт позволяет специалистам решать даже самые нестандартные вопросы и внедрять приемы для повышения эффективности любых предприятий.
Свою работу компания строит на 2 основных принципах:
- системность в решении задач;
- достижение результата на каждом этапе процесса.
Систему мотивации для вашего предприятия разработают всего за 5 дней. Методика, применяемая в «Волгасофт», исключает подводные камни и распространенные ошибки и предполагает самые действенные методы обучения.
В методику мотивации входит решение практических задач, видеоматериалы и многое другое. Минимум теорий — максимум практики.
5. Как управлять мотивацией персонала — 5 основных этапов
Организованный процесс нужно контролировать и делать выводы о его целесообразности. Мотивация сотрудников — не исключение. К тому же, в ходе мероприятий выясняется, что нужно корректировать программу.
Поэтому управление мотивационными мероприятиями — непременная часть всего процесса.
Этап 1. Постановка целей в области качества
С этого начинается вся система управления мотивацией в коллективе.
Алгоритм этого этапа выглядит так:
- Первым делом определяются общие цели предприятия.
- Затем устанавливаются цели для каждого подразделения и отдела.
- После этого расписываются персональные цели для каждого сотрудника.
Устанавливайте четкие цели и избегайте неконкретных формулировок.
Конкретика во всем — первое условие для успеха.
Этап 2. Оценка уровня мотивации персонала
В зависимости от того, о каком уровне процесса идет речь, применяются содержательные или процессуальные теории мотивации. В первом разделе нашей статьи мы уже описывали их.
Оценка уровня мотивации выявляет слабые места в управлении персоналом предприятия, а также факторы, которые повлияли на это.
Этап 3. Постановка целей мотивации персонала
Здесь определяются общие цели всего процесса и детально расписываются локальные задачи по различным уровням трудовой деятельности сотрудников. Как и в постановке целей в области качества, они определяются для каждого отдела и члена коллектива.
Немаловажно и то, чтобы цели мотивации обозначались не обособлено, а согласовывались с целями в области качества.
В публикации «Мотивация и стимулирование персонала» вы найдете практические советы, как не допустить потерю мотивации сотрудников.
Этап 4. Разработка и применение методов мотивации
Аналитическая часть процесса выполнена — определены цели мотивации и качества, оценен уровень мотивации. Теперь необходимо сделать главное — разработать такую систему, которая будет наиболее эффективной в конкретном коллективе.
Стратегия должна состоять из разных методов мотивации, поскольку на разных уровнях процесса определены разные цели. Кроме того, методы нужно менять в зависимости от этапов проекта.
Этап 5. Оценка достижения целей
Анализ уровня мотивации периодически требует повторной оценки. Что это дает? Вы получите важный элемент любого процесса — обратную связь.
У вас будет возможность оценить целесообразность применяемых методов мотивации и вовремя скорректировать программу. Изменения вносятся как в цели и методы мотивации, так и в области качества.
Именно на основе оценки определяется, насколько удачно была выбрана методика и насколько результативна она в вашем коллективе.
О том, какие ошибки можно предусмотреть заранее и, значит, избежать их, читайте соответствующий раздел статьи «Мотивация сотрудников».
Завершим тему формулой мотивации персонала от лучшего российского бизнес-тренера.
6. Заключение
Итак, подведем итоги.
Мотивация персонала — это комплекс внутренних мероприятий, направленных на повышение производительности предприятия в целом и результативности труда каждого члена коллектива в отдельности.
Если вы хотите получить максимум отдачи от процесса, то система мотивации персонала должна быть разработана индивидуально для вашей организации с учетом всех факторов.
Вопрос к читателю
Как вы считаете, оправдает ли себя система мотивации, заимствованная без изменений у успешной компании?
Дорогие друзья! Мы желаем успехов и процветания вашему предприятию, независимо от его размеров. Применяйте на практике полученные знания, а результатом делитесь в комментариях. Не забудьте поставить оценки статьи и лайки в соцсетях!