Главная В помощь бизнесмену Как придумать название бренда

Как придумать название бренда — полное руководство по разработке

Как придумать название бренда и какими правилами следует руководствоваться. Базовые принципы нейминга, примеры удачных названий брендов в разных видах бизнеса.

Очень часто собственник бизнеса оказывается в ситуации, когда есть удачный бренд, а вот названия для него удачного нет. И это во многом тормозит развитие бизнеса. Поэтому вопросом о том, как назвать бренд для его эффективного продвижения на рынке, задаются многие.

Что такое бренд простыми словами

Авторами термина «бренд» в начале прошлого века стали американцы. В дословном переводе с английского (brand) он означает «клеймо». Речь идёт о комплексе психологических ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик определённого продукта или услуги, возникающих в сознании потребителей. Фактически бренд является ментальной оболочкой товара или услуги. Это абстрактное понятие. Если говорить о физических составляющих бренда, то следует упомянуть об элементах фирменного стиля: названии, логотипе, палитре корпоративных цветов, оригинальной графике, фразеологии, звуках и так далее.

Бренды могут продаваться или покупаться, каждый из них имеет свою цену. Существует даже понятие «капитал бренда».

Во многом популярность бренда зависит от правильно проведённой рекламной кампании. Положительный образ товара или услуги, сформированный в сознании потребителей, оказывает значительное влияние на уровень продаж брендированных товаров или услуг.

Некоторые путают понятие бренда и торговой марки. На самом деле это не синонимы. Торговая марка является просто названием, под которым определённой компанией выпускается продукция на рынок. При этом она не обязательно может быть известна широкому кругу потребителей. Покупатель просто узнаёт, что есть определённый производитель товара.

Бренд же является очень хорошо известной и узнаваемой торговой маркой. Выражаясь простым языком, он является очень хорошо «раскрученной» торговой маркой с «громким именем». Бренд ассоциируется в сознании потребителей с определёнными индивидуальными качественными характеристиками, например, надёжностью или престижностью.

Бренд не всегда идентичен названию компании. Например, японский производитель электроники, известный во всём мире, выпускает новую марку смартфона при совместном производстве с южнокорейской компанией. Она завоёвывает приверженность множества потребителей во всём мире своей надёжностью и удобством. Но название смартфона не будет идентично названию ни японской, ни южнокорейской компании. Подобным примером, только в другом конце света, станет известный американский автомобильный бренд Chevrolet. Но вот выпускается он на заводах корпорации General Motors.

Разработка бренда на бирже фриланса или в агентстве является делом непростым. Как правило, заказчику предоставляется несколько вариантов названия. Тот, который он считает наиболее приемлемым и удачным, и становится впоследствии брендом. Стоимость разработки названия для бренда во многом зависит от того, кто является заказчиком. Чем более он известен, тем выше будет стоимость услуги. Но разработка на биржах фриланса и в агентствах имеет множество преимуществ. Свои варианты названия смогут облечь в словесную форму множество фрилансеров или сотрудников агентства. Можно сказать, что в данном случае происходит определённый аналог брейнсторминга («мозгового штурма»), при котором каждый из участников выдвигает свои, подчас самые невероятные, идеи. Они все фиксируются без предварительной критической оценки. По окончании мозгового штурма происходит критическая оценка высказанных идей, и отбираются наиболее удачные из них. Это может быть чья-то идея целиком или идея, составленная из нескольких элементов от разных авторов.

Видео: 10 историй удачных названий брендов

К названию бренда выдвигается множество требований. В частности, товарный знак с подобным названием не должен быть зарегистрирован в определённом классе товаров или услуг в стране, резидентом которой является компания-владелец, или в тех странах, где предполагается их использование.

Несколько лет назад мне пришлось работать с китайскими поставщиками товаров и заниматься исследованием определённого сегмента рынка Поднебесной. Будучи вначале человеком неискушённым, я многому удивлялся. В частности, меня поразил рассказ моего коллеги, которому удалось побывать в командировке в Китае. Совершенно случайно он задержался во время переговоров на одном из китайских часовых заводов. Предприятие занималось сборкой часов по лицензии одной из японских часовых фирм. Вся деятельность была законна, а производство — рентабельным. Часы собирались на современном оборудовании довольно неплохими специалистами. Казалось бы, всё совершенно прозрачно. Так и было, но только в первые две смены из трёх. Китайский же часовой завод работал в три смены. В первую и вторую выпускались часы по лицензии. А ночью (в третью смену, когда на работу выходили наиболее опытные и высокооплачиваемые, по мнению моего коллеги, специалисты) на том же оборудовании собирались часы известного швейцарского бренда. Естественно, никакой лицензии у китайцев не было. Проанализировав ситуацию, мой коллега пришёл к выводу, что именно ночное производство поддельных швейцарских часов приносит китайскому предприятию наибольшую прибыль. Взяв в руки готовую продукцию (а он человек, довольно хорошо разбирающийся в часах), нельзя было её отличить от швейцарского оригинала. И именно швейцарский бренд, под которым реализовывалась продукция, изготовленная ночью на оборудование китайского часового завода, являлся основным «кормильцем» компании. Если бы речь шла о часах с гораздо меньшей известностью, чем швейцарские, то такое подпольное производство попросту стало бы нерентабельным. Этот пример показывает, насколько велико влияние названия бренда на рентабельность производства того или иного товара.

Каким требованиям должно соответствовать название

К названию бренда предъявляется множество требований. О критериях подхода к нему даже написаны научные трактаты. Вкратце же перечислим основные требования:

  • название должно быль легко читаемым. Необходимо использовать или кириллицу, или латиницу, но не смешивать их. Также не должно возникать сомнений в том, на каком слоге делать ударение;
  • если название бренда относится к категории неологизмов, то оно должно вызывать исключительно положительные ассоциации. Впрочем, такое пожелание актуально не только к неологизмам;
  • название бренда должно быль легко запоминающимся;
  • звучание бренда должно значительно отличаться от звучания уже имеющихся брендов из данной категории товаров или услуг;
  • наконец, в названии бренда должна быть какая-то изюминка, которая обязательно зафиксируется в сознании потребителя. Она будет служить своеобразным «золотым ключиком» для того, чтобы проникнуть в него.

Иногда удачное название бренда может быть результатом длительной и кропотливой работы большого коллектива, тщательного анализа всех возможных предложений и так далее. А иногда же оно приходит моментально в качестве озарения.

Некоторые бренды являются именами или фамилиями их авторов и разработчиков. Например, оружейный бренд «Кольт», который, по словам известного писателя, изменил мир, является фамилией его создателя Сэмюэля Кольта. Точно так же, наверное, самый известный в мире советский оружейный бренд «Калашников» назван так по имени своего создателя Михаила Калашникова.

В названии бренда запрещено использовать части названия чужого товарного знака, государственных органов, полное или частичное название страны (например, слово «российский» можно употребить в названии бренда только с разрешения Министерства юстиции). Запрещается также использовать полное или сокращённое название общественного объединения. Также рекомендуется избегать названий с применением военной терминологии или, к примеру, блатного жаргона. В частности, в названии обязательно использование русского языка. Кроме того, бренду разрешено иметь одно название на иностранном языке. Более подробно о требованиях и ограничениях можно узнать, рассмотрев ст. 1473 ГК РФ.

Видео: как создать бренд и его назвать

Как самому придумать название

Если есть желание сэкономить на услугах биржи фриланса или агентства, то можно попытаться дать название своему детищу самостоятельно. Для этого необходимо знать о базовых принципах нейминга. Так, выражаясь простым языком, называется искусство правильного названия бренда, компании или, например, торговой марки.

Сильные и удачно подобранные названия брендов помогут бизнесу занять устойчивую позицию на рынке, облегчат формирование правильного образа товаров или услуг для восприятия целевой аудитории. Также это поможет увеличению ценности товаров или услуг в глазах потребителей и облегчит стратегию их позиционирования на рынке.

Анализ конкурентов, целевой аудитории и сферы деятельности компании

Вначале необходимо провести анализ конкурентной среды. Понимание того, какие названия брендов чаще всего используются конкурентами, сможет придать правильное направление разработкам искомого названия. Можно проследить определённые тенденции, определить более или менее удачные из них, избежать применения названий чужих брендов.

Далее необходимо определить целевую аудиторию потребителей созданного бренда. Если, к примеру, это дети, то и название должно быть соответствующим, которое понятно не только родителям, но и в первую очередь самим детям. Если речь идёт об автолюбителях, то желательно, чтобы в названии бренда фигурировало слово из водительского сленга, которое привычно и понятно каждому автомобилисту. Ведь понятие «шофёрского братства» никто не отменял, а водители общаются между собой часто только на понятном им языке. В этом случае использование сленгового слова создаст подсознательное ощущение «своего парня», который всегда поможет и даст дельный совет.

Использование аллитерации поможет запоминаемости и узнаваемости названия бренда. Ритмические и рифмованные названия запоминаются гораздо легче (не зря ведь школьники для развития памяти запоминают наизусть сначала стихотворения, а потом уже и отрывки из обычного текста). Самым, наверное, известным примером удачного названия бренда с помощью метода аллитерации считается Coca-Cola.

Видео: рассказ об удачных брендах и принципах их создания

Аллюзия также станет довольно удачным методом. Это намёк на известный литературный или исторический персонаж, обстоятельство или событие, географическое название (топоним) и так далее. Потребитель может проводить параллели и аналогии. Примером станет известный бренд Nike, который был назван в честь богини победы Ники.

В названии бренда можно использовать имена и фамилии его собственников для разработчиков, о чём говорилось выше. Персонификация в данном случае однозначно послужит повышению доверия покупателей к новому бренду. Многое зависит от репутации владельца. Если она положительная, он известен в качестве надёжного бизнес-партнёра, мецената, спонсора и так далее, то, соответственно, доверие и уважение к бренду будут выше.

При названии брендов часто применяются сокращения слов. Это довольно простой и эффективный способ создания удачного названия. Главное заключается в том, чтобы сокращения были понятны любому человеку, даже незнакомому со спецификой данного вида товаров или услуг.

Следует избегать пафосных и громких названий. Скорее, они вызовут у потенциального потребителя исключительно негативные ассоциации.

Разработка вариантов и их отбор

Если у автора нет стопроцентной уверенности в том, что придуманное название является очень удачным, то необходимо разработать несколько вариантов. Желательно, чтобы все они разрабатывались с использованием различных методов.

Иногда просто необходимо задаться целью, а мозг будет уже сам на уровне подсознания пытаться подобрать наиболее удачное решение. Ведь восклицание «Эврика!» не следует сбрасывать со счетов. Иногда моментальное озарение может дать наиболее удачное, а порой даже и гениальное название бренда.

Если всё же создатель бренда разработал несколько вариантов названия, то следует рассмотреть каждый из них детально, проанализировав все возможные преимущества и недостатки. Провести определение плюсов и минусов сможет тестирование с помощью фокус-групп и опроса целевой аудитории.

Фокус-группа респондентов может состоять из 10–15 человек, каждый из них сможет обсудить эффективность придуманного названия бренда и рассказать об ассоциациях, которые оно вызывает. Этот метод используется в социологии и считается довольно эффективным.

Опрос целевой аудитории тоже сможет дать довольно точные результаты. Главным в данном случае является разработка подхода к самому опросу и составление нескольких ёмких, но конкретных вопросов в отношении того, какие именно ассоциации, эмоции и потребительские побуждения возникают у респондентов, когда они слышат или видят название бренда.

Опрос и его фиксация
Опрос целевой аудитории сможет дать довольно точные результаты

Удачные и неудачные примеры названий брендов

Примеров неудачного нейминга, к сожалению, гораздо больше. Чаще всего собственник бренда не получает желаемого результата, если обращается к услугам дилетантов или пытается придумать название бренда самостоятельно, не имея при этом достаточного опыта.

Примером удачного названия бренда одежды станет Adidas. Название легко запоминается, легко проговаривается и не вызывает в сознании негативных образов. А вот бренд «Капсула» вызывает часто именно негативные ассоциации (капсула с ядом и т. д.).

Для бренда handmade удачным названием станет, к примеру, «Эксклюзив». А вот «Ручник», например, принадлежит в сознании водителей исключительно к негативному ассоциативному ряду.

Бренды нижнего белья Armani или Gucci, родившиеся в Италии, звучат благозвучно, легко запоминаются и вызывают доверие, ведь они названы в честь их создателей. К тому же итальянское название создаёт ощущение принадлежности к изысканной высокой моде.

Примером удачного названия ювелирного бренда может стать Graff, который вызывает ассоциацию с дворянским титулом и, соответственно, аристократичностью. А вот название Tiffany, к сожалению, несмотря на свою популярность, приобретает в русском языке негативную окраску, ассоциируясь со страшной болезнью.

Если говорить о личном бренде, который будет носить имя собственника, то следует учитывать благозвучность звучания фамилии и те ассоциации, которые она вызывает, а также, возможно, репутацию, закрепившуюся за его владельцем. Примером удачного названия бренда может стать, например, Ford. Форд — известная в США фамилия, у которой хорошая репутация не только в плане бизнеса, но и меценатства и благотворительности. По имени учёного, который изобрёл прибор, назван и Xerox. И в мире существует ещё много брендов, названных по имени их создателей.

Придание бренду удачного названия часто является кропотливой и длительной работой. Ведь к процессу необходимо подойти со всей серьёзностью. Ведь не зря говорят: «Как яхту назовёшь, так она и поплывёт».

Читайте также

Добавить комментарий

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *